logo search

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995), в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида могут организовываться группы для детей со сложными дефектами (два и более дефекта). Эти группы открываются по решению ПМПК при наличии в дошкольном учреждении детей со сложными нарушениями. Однако отсутствие нормативной базы не дает возможности говорить о четких критериях комплектования и организации работы в этих группах, речь может идти лишь о сложившейся практике воспитания и обучения детей со сложными нарушениями, данных экспериментальной работы со слабослышащими детьми со сложными недостатками (Л. А. Головчиц, 1993).

Дифференциальная диагностика дошкольников со сложными нарушениями очень сложна. Своеобразие развития познавательной деятельности, трудности формирования речи у необученных глухих и слабослышащих дошкольников, нередко их педагогическая запущенность затрудняют точную диагностику, дифференциацию детей с задержкой психического развития и дошкольников с умственной отсталостью в степени дебильности. На этапе дошкольного обучения наиболее важным критерием дифференциальной диагностики является обучаемость ребенка. Поэтому психолого-медико-педагогические комиссии рекомендуют обучение в группах для детей со сложными нарушениями развития детям, которые испытывают значительными трудности в обучении в обычных группах для глухих или слабослышащих. Дети проходят всестороннее обследование на психолого-медико-педагогической комиссии и направляются в специальные группы, как правило, с диагнозом «задержка психического развития». Диагнозы детей уточняются в процессе обучения, более точные данные об уровне интеллектуального развития фиксируются к концу дошкольного периода, к моменту перехода ребенка в школу.

Чаще всего в группах оказываются дети, имеющие сочетание снижения слуха с задержкой психического развития различного происхождения, расстройствами эмоционально-волевой сферы, локальными речевыми нарушениями, которые испытывали значительные трудности в обучении в обычных группах для глухих или для слабослышащих. Существует ряд противопоказаний для направления детей в специальные группы. К ним относятся тяжелые нарушения поведения, текущие психические заболевания, тяжелые степени умственной отсталости, тяжелые двигательные нарушения и др.

В тех случаях, когда число детей со сложными нарушениями в развитии в дошкольном учреждении недостаточно для открытия группы, в составе обычных групп выделяются подгруппы для детей с трудностями в обучении, в которые, как правило, попадают дети с комплексными нарушениями развития.

В группы для детей со сложными нарушениями направляются дети в возрасте четырех-пяти лет, они рассчитаны на трехлетний срок пребывания. Наполняемость групп — пять детей.

Группы для детей со сложными нарушениями находятся под контролем ПМПК, важное значение имеют постоянное наблюдение за состоянием детей и рекомендации врача-психиатра, сурдолога. Целесообразно ежегодное прослеживание результативности обучения детей в данной группе. Помимо этого, в некоторых случаях в процессе уточнения диагнозов возникает необходимость в переводе детей в другие дошкольные учреждения (например, психоневрологические санатории или дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта). Для отдельных детей в случае их успешного обучения в данной группе оказывается возможным перевод в обычные группы для глухих или слабослышащих детей.

Работа в группах для детей со сложными нарушениями развития направлена на решение следующих задач.

1.        Длительное психолого-педагогическое изучение детей со сложной структурой нарушений развития в процессе коррекционного воспитания. Происходит уточнение характера и степени выраженности интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и речевых нарушений. Предполагается многостороннее и тщательное обследование детей на этапе поступления детей в группу, а также изучение в процессе обучения. Данная задача предполагает участие в изучении детей врачей ПМПК, психолога, сурдопедагога и воспитателей группы. В процессе изучения детей у некоторых из них могут выявиться дополнительные нарушения (зрения, психические отклонения), требующие дополнительного медицинского изучения. В течение обучения необходимо вести тщательное изучение состояния слуха с использованием современных методов исследования, так как иногда в процессе обучения не подтверждается первичный диагноз о состоянии слуха ребенка.

2.        Обеспечение психического развития ребенка со сложной структурой нарушений. Необходимо учитывать закономерности развития дошкольника в норме и обеспечивать психическое развитие детей со сложными недостатками в развитии через формирование разных видов детской деятельности: игры, рисования, конструирования, элементарного труда. Развитие этих видов деятельности способствует формированию познавательных возможностей детей, расширению представлений об окружающем мире, складыванию некоторых социальных представлений.

3.        Коррекция отклонений в развитии. Вся система воспитания и обучения детей данной категории носит коррекционный характер. Выделяются и специальные задачи, обусловленные особенностями нарушений у детей со сложными недостатками в развитии. Важнейшими из них являются умственное развитие детей, формирование словесной речи как средства общения. Эти задачи решаются в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, а также на специальных занятиях, несущих основную коррекционную нагрузку.

4.        Выявление возможностей каждого ребенка в ходе обучения в детском саду и определение наиболее благоприятного варианта школьного обучения. Учитывая значительную разнородность состава групп для детей со сложными дефектами, важно определить условия дальнейшего обучения каждого ребенка. Для некоторых глухих детей оказывается возможным обучение в подготовительном классе школы глухих, для других — в классе для детей с задержкой психического развития. Некоторым слабослышащим детям после пребывания в группе для детей со сложным дефектом может быть рекомендовано обучение в 1-м классе 2-го отделения школы для слабослышащих, другим — обучение в специальных классах.

Организация воспитания и обучения детей со сложными нарушениями предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей со сложной структурой нарушений характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в режим дня, учебный план. В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени на проведение гигиенических процедур, приема пищи, подготовки ко сну. Например, время проведения обеда в данных группах увеличивается на 10 мин. По сравнению с обычными группами в специальных группах при том же количестве фронтальных занятий их длительность сокращена. Например, в группах 1-го года обучения (возраст детей 4—5 лет) длительность фронтального занятия 15—20 мин, в группах 2-го года — 20—25 мин, в группах третьего года — не более 30 мин.

Расписание занятий составляется таким образом, чтобы чередовались занятия, требующие большей концентрации внимания, активной мыслительной и речевой деятельности, с занятиями с большим объемом двигательных нагрузок.

По сравнению с обычными группами в группах для детей со сложными нарушениями развития должно быть предусмотрено иное соотношение форм проведения занятий. Ведущей формой организации коррекционной работы являются ежедневные индивидуальные занятия продолжительностью 20—25 мин. Для каждого ребенка необходимо составление индивидуальной программы работы с учетом состояния интеллекта, слуха, речи. На индивидуальных занятиях осуществляется работа по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, развитию слухового восприятия и обучению произношению. На каждом занятии проводится работа по двум направлениям, например развитие речи и формирование математических представлений, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Занятия по различным направлениям коррекционной работы чередуются. В содержание индивидуальных занятий включаются дидактические игры, направленные на развитие познавательной деятельности (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и др.), подобранные с учетом уровня развития сенсорного и интеллектуального развития.

В группе для детей со сложными дефектами ежедневно проводятся фронтальные занятия, несмотря на то что для некоторых детей участие в них малоэффективно. На фронтальных занятиях важно приучать детей к участию в коллективной деятельности, пониманию требований педагога, умению соотносить свое поведение с действиями других детей. На эти занятия выносится материал, доступный всем или большинству детей. Важно предусмотреть не только смену видов деятельности (например, развитие речи, дидактическая игра, ознакомление с окружающим), но и проведение занятий в разных помещениях (в классе, в группе, в зале). Занятия сурдопедагога и воспитателя чередуются, однако в каждом занятии участвуют оба педагога.