logo search
педагогика полная маленькие

56.Сущность педагогического опыта и педагогической инноватики. Пути и формы распространения и внедрения передового педагогического опыта.

Педагогический опыт—сплав профессиональной подготовки и сум­мы знаний, умений учителя, полученных в ходе работы, умение эффек­тивно решать педагогические задачи, мастерство.

Выделяют массовый, передовой, новаторский опыт. Передовой опыт характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усо­вершенствования имеющихся средств, оптимальной организации обуче­ния. Новаторский опыт характеризуется еще и тем, что учитель открыва­ет новые педагогические факты, вводит новые педагогические средства, приемы и методы, создает свою систему работы.

Высшим уровнем профессионализма учителя является педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию существенно но­вых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения и воспитания, благодаря чему обеспечивается высокое качество последних. Новаторство в педагогической работе есть по существу настоя­щее открытие чего-то ранее неизвестного, использование которого означа­ет коренное усовершенствование учебно-воспитательного процесса.

Новатор (от лат. novator — обновитель) — это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области дея­тельности. В нашем случае это — учебно-воспитательная деятельность.

Особо надо отметить стремление новаторов сменить позицию учите­ля с авторитарной на демократическую, гуманную, что дало название их общему направлению — педагогика сотрудничества.

Передовой, новаторский опыт и результаты научных исследований явля­ются основой для педагогической инноватики—научной отрасли о процес­се обновления педагогической деятельности, о принципах, закономерностях, методах и средствах нововведений в работу всех педагогов, от воспитателя детского сада до ученого и руководителя. Педагогические инновации, таким образом, — это нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, другой педагогической работы, ведущие к ее большей эффективности. Учитель, работая творчески, может и должен принимать участие в инновационном процессе.

К путям изучения, распространения и внедрения опыта относятся наблюдение, беседы, анализ результатов, открытые уроки, средства мас­совой информации, конференции, работа районных методических каби­нетов, ознакомление педагогов с выводами и рекомендациями, обеспечи­вающими оптимизацию учебно-воспитательной работы, практическое обу­чение педагогов умениям применять методы и принципы в педагогической деятельности, осуществление контроля за внедрением результатов педа­гогического опыта.

Формы внедрения передового опыта в учебно-воспитательную практику:

А. С. Макаренко считал, что педагогическому мастерству можно и нуж­но учиться. Такая учеба, по его мнению, состоит «прежде всего в органи­зации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организа­ции его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».