Музыка – основа драматургии хореографического произведения.
Связь танца с музыкой – это воздействие двух эстетических категорий: движения и звука. Смысл сценической правды достигается только в синхронности движения и музыки. Танец как бы конкретизирует музыку. Основная задача при обработке музыкального материала – это согласованность между музыкой и хореографией. Эта согласованность должна подчиняться логике развития действия, т.е. драматургии. Ритмическое единство, выражающееся в согласованности, выразительности движений с музыкой создаёт особое эстетическое качество, а именно: возникает эмоциональная достоверность, т.е. то, что воспринимается зрителем.
Музыкальная драматургия является основой для хореографической драматургии.
Музыка способна выражать внутренние чувства человека, его душевное состояние – горе, радость, грусть и др. Сочинение или подбор музыкальных образов (муз. тем), отвечающих настроению и содержанию задуманного танца – первый шаг в работе музыкально-хореографического произведения.
Музыкальный образ – это сложная картина, в которой отражается совокупность всех сторон искусства.
Это материал IV. Сам герой
Форма V. Само произведение
Содержание VI. Автор
Образ возникает в результате творческого процесса художника – это процесс мышления в образах. Чем ярче и определённее музыкальный образ, чем он национально характернее, тем это лучше для балетмейстера.
Создание ярких впечатляющих образов в музыке сюжетного танца – важная и ответственная стадия работы. Музыка, разработанная на основе сюжета, должна представлять собой законченное самостоятельное произведение аналогичного содержания, но выраженного своими специфическими средствами. Сочинение или подбор соответствующих замыслу танца музыкальных образов или тем, их согласование с драматургической линией сюжета – необходимые условия на пути к созданию музыкально-хореографического произведения.
Наиболее распространённым и характерным, в частичности для русского народного музицирования приёмом развития музыкального материала, является варьирование, видоизменение. Тема (мелодия с сопровождением) и её вариационное развитие могут быть самостоятельной музыкальной формой – «тема с вариациями» - и нередко используется в качестве сопровождения к танцу.
К музыке для сюжетного танца предъявляются дополнительные требования. Её можно будет признать полноценной только тогда, когда темы, мелодии, вариации будут разработаны соответственно сюжетному развитию танца. Успех в работе в значительной степени зависит от умения балетмейстера и композитора проникать в творческие замыслы друг друга. И музыка и танец в конечном итоге должны представлять собой единое законченное произведение искусства.
- Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении.
- Программа танца. Композиционный план. Сценарий. Либретто.
- Балетмейстер и сфера его творческой деятельности.
- Хореографический текст – составная часть и выразительное средство хореографической композиции.
- Хореографический образ.
- Рисунки танца.
- Музыка – основа драматургии хореографического произведения.
- Музыкальный материал – важнейшая основа работы над хореографическим произведением
- Взаимосвязь лексики с драматургией. Сюжетный танец. Развитие действия в сюжетном танце.