Вопрос 27 Развитие профессионального вокального искусства в Беларуси в период с 1917 по 1945 г.
20-е гг.: открытие народных консерваторий в Витебске, Гомеле, Минске.
Первые произведения на стихи белорусских поэтов. Первая национальная опера («Вызваленая праца» Н. Чуркина) и ее постановка.
Продолжатели традиций музыкально-драматических театров. Постановка оперы «Русалка» А. Даргомыжского.
Вторая белорусская опера («Тарас на Парнасе» Н. Аладова) и ее судьба.
Первые гастроли. Спорные оперные постановки («Пиковая дама», «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», «Кармен»).
Конец 30-х гг. – завершающий этап становления белорусских национальных исполнительских кадров. Первые творческие связи между исполнителями и композиторами.
Вопрос 28 Музыкальная культура республики военного периода (1941–1945). Вокальные жанры: массовая песня, романс, кантата. Работа в театрах и концертная деятельность белорусских артистов в этот период, возобновление работы театра, консерватории, музыкальных училищ, концертных организаций.
2. 2. Деятельность В. Цветкова: педагогические принципы и методические установки.
Начало педагогической деятельности. Класс В. А. Цветкова в белорусском техникуме. Первые выступления студентов. Постановка оперы Ш. Гуно «Фауст».
Термин В. Цветкова «воспитание голоса»; пути развития голоса. Способности В. Цветкова в распознавании певческих голосов и потенциальных возможностей учеников (музыкальность, вокальный слух, восприимчивость, трудоспособность).
Вопрос 28. А. Боначич: педагогические принципы и методические установки. А. Боначич — руководитель специального Высшего оперного класса и педагог Белорусского музыкального техникума. «Русалка» А. Даргомыжского и «Севильский цирюльник» Дж. Россини – первые постановки Высшего оперного класса Профессор А. Боначич – первый заведующий кафедрой пения Белорусской государственной консерватории.
Вклад А. Боначича в систему специального профессионального образования в Беларуси.
Вопрос 29 П. Тихонов – организатор и основатель Высшей школы по специальности «Пение». Творческая деятельность П. Тихонова-певца. Педагогическая деятельность (ГИмн, Московская консерватория, Московский политехникум). Начало научной деятельности.
Роль П. Тихонова в формировании белорусского профессионального вокального искусства.
Вопрос 30 Корифеи белорусского профессионального вокального искусства.
Л. П. Александровская, С. Ю. Друкер, Р. В. Млодак, М. И. Денисов, И. М. Болотин – исполнители главных партий в первых национальных операх, в спектаклях оперной студии, камерной вокальной музыки белорусских композиторов, создатели традиций белорусского национального исполнительства.
Вопрос 31 Ведущие солисты ГАБТа в 80-х гг.
Государственный театр музыкальной комедии.
Вопрос 32 Ведущие солисты театра – выпускники Белорусской государственной консерватории.
Вопрос 33 Вокальные отделения музыкальных училищ: Переход к многоуровневой системе обучения. Кафедра пения Белорусской академии музыки. Признание белорусской профессиональной вокальной школы за рубежом.
ЛИТЕРАТУРА
Акимова, С. Воспоминания певицы / С. Акимова. — Л., 1978.
Аспелунд, Д. Развитие певца и его голоса / Д. Аспелунд. — М.; Л., 1952.
Багадуров, В. Глинка как певец и вокальный педагог / В. Багадуров. — М., 1950.
Багадуров, В. Очерки по истории вокальной методологии: Вып. 1–3 / В. Багадуров. — М., 1929–1937.
Варламов, А. Полная школа пения / А. Варламов. — М., 1953.
Барсов, Ю. Вокально-методические принципы Глинки / Ю. Барсов. — М., 1968.
Вопросы вокальной педагогики: Вып. 1–5. — М., 1962–1976.
Вопросы музыкально-исполнительского искусства. — М., 1965.
Гарсиа, М. Школа пения / М. Гарсиа. — М.; Л., 1968.
Глинка, М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения / М. Глинка. — М.; Л., 1951.
Глущенко, Г. Н. Д. Кашкин и русская опера / Г. Глущенко. — Минск, 1960.
Даль Монте, Т. Голос над миром / Т. Даль Монте. — М., 1966.
Дмитриев, Л. В классе профессора Э. Донец-Тессейр / Л. Дмитриев. — М., 1978.
Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. — М., 1968.
Доливо, А. Певец и песня / А. Доливо. — М.; Л., 1948.
И. Ершов: Статьи. Воспоминания. Письма. — М., 1966.
Избранные вокализы / предисл. Г. Тица. — М., 1974.
Катан, Э. Жизнь в музыкальном театре / Э. Катан. — Л., 1969.
Лаури-Вольпи, Л. Вокальные параллели / Л. Лаури-Вольпи. — М., 1948.
Левик, С. Записки оперного певца / С. Левик. — М., 1955.
Левин, С. Четверть века в опере / С. Левин. — М., 1970.
Литвин, Ф. Моя жизнь и мое искусство / Ф. Литвин. — Л., 1967.
Ломакин, Г. Краткая метода пения / Г. Ломакин. — М., 1937.
Луканич, В. Мой метод работы с певицей / В. Луканич. — Л., 1972.
Львов, М. Из истории вокального искусства / М. Львов. — М., 1964.
Львов, М. Русские певцы / М. Львов. — М., 1955.
Назаренко, И. Искусство пения / И. Назаренко. — М., 1968.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Абецедарскi, Л. Беларусы ў Маскве XVII ст. / Л. Абецедарскі. — Мінск, 1957.
Богданович, М. Белорусское возрождение / М. Богданович. — М., 1916.
Гiсторыя беларускага тэатра: у 3 т. — Мінск, 1983.
Грыцкевiч, В. Шляхi вялi праз Беларусь / В. Грыцкевіч, А. Мальдзіс. — Мінск, 1980.
Iвашкоў, Л. Гiсторыя вакальнага мастацтва Беларусi / Л. Івашкоў. — Мінск, 1995.
Костюковец, Л. Кантовая культура Беларуси / Л. Костюковец. — Минск, 1975.
Крывiцкi, А. Наша родная мова / А. Крывіцкі. — Мінск, 1973.
Кулешова, Г. Белорусская советская опера / Г. Кулешова. — Минск, 1967.
Культура древних земель Белоруссии. — Минск, 1972.
Мальдзiс, А. На скрыжаваннi славянскiх традыцый / А. Мальдзіс. — Мінск, 1980.
Мальдзiс, А. Таямнiцы старажытных сховiшчаў / А. Мальдзіс. — Мінск, 1974.
Масленiкава, В. Музычная адукацыя ў Беларусi / В. Масленікава. — Мінск, 1980.
Модэль, М. Ларыса Пампееўна Александроўская / М. Модэль. — Мінск, 1945.
Можейко, З. Песенная культура белорусского Полесья / З. Можейко. — Минск, 1971.
Музычны тэатр Беларусi. — Мінск, 1993.
Няфёд, У. Гiсторыя беларускага тэатра / У. Няфёд. — Мінск, 1982.
Прывалаў, Н. Народныя музычныя iнструменты Беларусi / Н. Прывалаў. — Мінск, 1928.
Рузов, Г. Л. П. Александровская / Г. Рузов. — М.; Л., 1950.
Скорабагатаў, В. Зайгралi спадчынныя куранты / В. Скорабагатаў. — Мінск, 1998.
Слова пра майстроў сцэны. — Мінск, 1967.
Смольский, Б. Белорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балета / Б. Смольский. — Минск, 1963.
Смольский, Б. Белорусский музыкальный театр / Б. Смольский. — Минск, 1963.
Хрэстаматыя па гiсторыi беларускага тэатра i драматургii. — Мінск, 1975.
Шырма, Р. Песня – душа народа / Р. Шырма. — Мінск, 1976.
- Содержание вопросов по дисциплине «История вокального искусства».
- Вопрос19. Творчество ф. Шаляпина и н. Забелы-Врубель. Частная опера Мамонтова.
- Вопрос 20. Великие русские певцы а. Нежданова, л. Собинов, и. Ершов.
- Вопрос 21 1917–1945 гг. Вокальное искусство России и ссср.
- Вопрос 22 Вокальное искусство России в послевоенный период.
- Вопрос 22. Современное вокальное искусство с середины хх в. И до наших дней.
- Вопрос 27 Развитие профессионального вокального искусства в Беларуси в период с 1917 по 1945 г.