Вопрос 3. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи:[16]
Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав. Изменения в жизни России, прошедшие в конце XX века, повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших и молодёжь.
К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, разрушение традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Произошло экономическое расслоение общества с образованием значительной части социально мало обеспеченных жителей, склонных к асоциальному поведению и преступности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи.[12] Все это значительно усложняет процесс адаптации молодёжи в современных условиях, требует поиска оптимальных форм самореализации личности.
В этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение. Поэтому в решении задач правового воспитания граждан нашей страны важное место занимает формирование правосознания подрастающего поколения. Однако объективно возрастающая воспитательная роль права не сможет быть достаточно эффективной, если не будет поддержана целенаправленной деятельностью по правовому воспитанию молодежи.
Задача правового воспитания молодежи состоит в усвоении каждым молодым человеком основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон.
Характерной особенностью молодежи является повышенная динамичность, исключительная восприимчивость, «открытость» для всего интересного и нового. В наше время не менее значимым является учет и того, что начало самостоятельной трудовой деятельности юношей и девушек нередко запаздывает, так как после окончания школы, профессионально-технических училищ, техникумов, лицеев, колледжей, вузов они не могут поступить на работу по полученной специальности. У молодых людей, не участвующих в серьезной общественной деятельности, не вырабатывается присущее взрослому человеку чувство ответственности. Их активность может направиться по антиобщественным каналам: в пьянство, употребление наркотиков, пустое времяпрепровождение, занятие проституцией и всевозможные формы преступности. Особенности социального положения молодежи преломляются в специфических для нее психологических чертах и проблемах. Молодой человек страстно жаждет «найти себя». Найти себя - значит определить свое место в жизни, выбрать из громадного множества форм деятельности ту, которая максимально соответствовала бы его склонностям, его индивидуальности.
Сделать в современном обществе этот выбор нередко очень сложно. Это касается и выбора профессии, социально значимых ориентаций, нравственного идеала. Проблема выбора неизбежно рождает раздумья, сомнения и колебания, характерные для юношеского возраста. Не случайно именно в этом возрасте с особой остротой ставится вопрос о смысле жизни. Молодежь жадно ищет формулу, которая бы позволила осмыслить и собственное существование, и перспективы развития общества. Именно эти обстоятельства следует учитывать при формировании общественного и правового сознания молодого поколения.
Воспитываясь в обстановке торжества общественного правосознания, молодежь осваивает важнейший принцип поведения людей в обществе - коллективизм. Но коллективность, товарищество порой выступают в глазах молодежи как самоцель, а подчеркнутая «независимость» от старших сочетается с жестким конформизмом внутри самих юношеских групп, где действует принцип «быть таким, как все». Очень часто не только для подростка, но и для юноши фраза «все так поступают» не только оправдывает и обосновывает тот или иной поступок, но и превышает аргументы морального и даже правового порядка.
В жизни мы нередко сталкиваемся с фактами, так называемого, ложного товарищества, когда основным, а то и единственным критерием оценки коллектива становится безоговорочная поддержка товарищей независимо от правомерности их деятельности. Особенно характерно это для неформальных малых групп. Ложные принципы коллективизма становятся в этом случае опасными, выливаясь в антиобщественную направленность. Тяга к «принципиальности» при отсутствии глубокого знания социальной действительности и личного жизненного опыта оборачивается крайней нетерпимостью, упрямством, а стремление к подвигу вырождается в бессмысленное самолюбование. Вот почему важнейшее значение имеют научно-обоснованные организационные принципы правового воспитания молодежи.
В осуществлении правовоспитательной работы среди молодежи недостаточно только одного воздействия воспитателя извне. Необходимо стимулирование его собственной активности и творческих усилий. Социально-психологической наукой установлено, что успешность внешнего воздействия зависит не только от отношения человека к этому воздействию, но и от отношения к самому себе, к собственной деятельности. Поэтому важнейшим условием для формирования правовых убеждений является создание юношам и девушкам возможности при помощи общественных организаций, семьи, школы, вузов, производственных коллективов и государства в целом посильно и сознательно участвовать в практической деятельности.
Разносторонняя общественно-политическая деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у молодежи чувства ответственности и гражданского долга, сознательного отношения к своим обязанностям, нетерпимости к правонарушениям, к различным антиобщественным явлениям и преступным действиям. Вместе с тем процесс осознания и оценки личностью своих общественных интересов, выраженных в праве, может быть весьма длительным по времени. Более того, интересы могут быть осознаны неточно, неполно, на разных уровнях. До конца не осознанный интерес может привести к ложной постановке цели, порочным методам ее достижения и даже к правонарушениям и преступлениям.
Поэтому важным идеологическим фактором правового воспитания молодежи является разъяснение юношам и девушкам на конкретном примере идеи сочетания в правовых актах общественных и личных интересов. Чем больше в своих общественных отношениях молодые люди будут руководствоваться не узколичными интересами, а интересами общества, требованиями правовых и моральных норм, тем выше будет уровень их сознательности, будут вырабатываться привычки, убеждения соблюдать закон, а также нетерпимое отношение к другим нарушителям предписаний законов.
Конституция РФ и другие действующие законы государства отражают интересы молодежи как общественной группы в целом, так и каждого отдельного молодого человека. Сила воздействия правоприменительной практики на правосознание молодежи определяется множеством факторов: престижем правоохранительных органов, состоянием законности в стране и в регионе, убедительностью, обоснованностью и справедливостью применяемых решений и т.п. И вот здесь правовое воспитание способно приводить молодежь к правильному поведению, к выбору социально полезной правовой позиции, к формированию определенных качеств правосознания.
В воспитании детей, подростков и юношей решающее значение принадлежит рациональному выбору воспитательных форм, средств и приемов, чем и объясняется сложность самой науки педагогики. Система форм и средств, которые могут быть применены в современных условиях для развертывания широкой работы по правовому воспитанию молодежи, должна определяться в зависимости от возрастных особенностей воспитуемых, обстановки и окружения, в которых протекает учеба или деятельность подростков и юношей, уровня их образования и культурного развития. Для успеха правового воспитания подрастающего поколения этот фактор имеет не меньшее значение.
Таким образом, правовое воспитание молодежи - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах, среди них:[12]
- пропаганда права средствами массовой информации: журналы, радио, телевидение и др. Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д. Правовая пропаганда в средствах массовой информации является одним из эффективных средств формирования правового сознания молодежи. При этом ее содержание должно наиболее полно соответствовать как потребности общества в широкой политико-правовой ориентации индивидов, социальных групп, так и запросам, потребностям, интересам граждан. Для эффективного осуществления правовой пропаганды очень важно знать, какие цели обращения к юридической информации доминируют в правосознании молодежных групп. Это необходимо для того, чтобы во-первых, содействовать их достижению; во-вторых, при ограниченности или искаженности этих целей в тех или иных группах самим содержанием пропаганды и разнообразием ее форм способствовать их расширению в сознании читателя, слушателя, зрителя.
- издание литературы по юридической проблематике: популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.;
- устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
- правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;
- профессиональное правовое образование, подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);
- наглядная правовая информация: стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.;
- влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
- влияние произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам : кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (например, произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, Т.Драйзера, и других современных российских авторов).
Правовое просвещение начинается с раннего возраста. Школа и другие типы учебных заведений должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества.
Детские годы - это такой период в развитии человека, когда в его сознании и психике закладывается основа общественного разумного существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание интереса, формируются воля и стремления, симпатии и антипатии. В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические категории долга, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, легко раним грубостью и жестокостью, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений. Разумеется, здесь не приходится говорить о каком-либо специальном правовом воспитании.
Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и любовь к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Это могут быть:
- игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты;
- игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.
С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов, детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний - все это действенные формы повышения правовой культуры детей.
Подростки - очень сложные существа с психологией полуребенка - полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, «взрослости» и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Именно в этом возрасте у молодых людей формируется мировоззрение, складываются позитивное либо негативное отношение к государственным и правовым институтам. Поэтому очень важной является работа со школьной молодежью с целью повышения уровня их правового и политического сознания и правовой культуры.
Острая и напряженная борьба за души подростков требует использования в процессе воспитания его правовых форм. Правовое воспитание складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения.
Правовое воспитание школьников и студентов осуществляется прежде всего школой, другими учебными заведениями, входящими в систему образования страны. Правовое воспитание в школе должно способствовать тому, чтобы подросток начинал задумываться над своими поступками, оценивать их, сдерживать в необходимых случаях свои порывы, учиться управлять собственными побуждениями, противостоять отрицательным влияниям, проводить различие между детскими проказами и противоправным поведением. Недооценка значимости формирования уважительного отношения к законам, к правилам общежития в воспитательной работе с учащейся молодежью приводит порой к серьезным последствиям. Изучение источников информации школьников о праве выявляет разнообразный, в основном, стихийный характер получения правовой информации. Все это не может не сказаться отрицательно на дисциплине и поведении учащихся в школе и за ее пределами.
Некоторые взрослые, родители глубоко заблуждаются, полагая, что если они будут скрывать от детей те или иные факты нашей жизни, в том числе негативные, то дети сами о них не узнают. Многочисленные исследования ученых-юристов, педагогов, социологов свидетельствуют о том, что наибольший объем информации по различным вопросам права школьники до сих пор получали не от родителей, не от учителей, а от товарищей, друзей, некоторых взрослых в сфере свободного общения. К сожалению, эта сфера не только находится вне педагогического и родительского контроля и руководства, но и организованно никак не управляется. Но именно в кругу "уличных" товарищей, в условиях неформальных микрогрупп подросток нередко получает сведения о важных сторонах жизни, о правилах социального поведения. Причем эта информация порой бывает существенно искаженной и даже противоречащей нормам морали и права.
В период наиболее интенсивного формирования мировоззрения подросток стремится к самостоятельному осознанию окружающей его жизни, в том числе и теневых ее сторон. Для этого, естественно, он использует наиболее доступные ему источники, в частности, и "познания" сомнительных друзей. Изучение личных дел учащихся спецшкол, спецучилищ и колоний для несовершеннолетних нарушителей, а также судебно-следственная практика показывают, что некоторые взрослые (организаторы правонарушений, подстрекатели, пособники), пользуясь тем, что подростки не знают законов, умышленно искажают сущность действующего законодательства. В частности, вовлекая детей в преступные группы, они нередко дезинформируют их, односторонне освещают закон и практику его применения, утверждая, например, что несовершеннолетних наказывать не будут в силу малолетства.
Бывает и так, что случайно совершив незначительный проступок, подросток не может освободиться от влияния взрослых преступников, которые неправильно информируют его о равной ответственности как за одно незначительное, так и за серию серьезных правонарушений по формуле: "семь бед - один ответ". Не зная законов, несовершеннолетние часто верят таким "наставникам". Нередко взрослые преступники уговаривают подростка, а то и требуют от него взять вину за совершенное преступление на себя, не называть на следствии и в суде взрослых организаторов, подстрекателей и других соучастников преступления. Все это формирует у подростков искаженное представление о законах, о деятельности государственных органов, в целом о нашем государстве. Тем самым ослабляются воспитательное воздействие закона и профилактическая деятельность государства, а подросток попадает в беду, иногда существенно меняющую его нормальное развитие. Принципиальное положение права состоит в том, что незнание закона не освобождает от ответственности за правонарушение. В реальной же действительности несовершеннолетний часто узнает о существовании закона лишь тогда, когда нарушен закон и возникает вопрос об ответственности. Причем большинство опрошенных считает, что незнание права освобождает их от ответственности. Среди неустойчивых подростков широко распространены мнение о том, что состояние опьянения исключает ответственность или смягчает ее, и убежденность в собственной безнаказанности в силу малолетнего возраста и обязательности родительской "выручки".
Поэтому задача правового воспитания в школах состоит не только в том, чтобы формировать у учащихся правильное представление о принципах правового регулирования общественных отношений, но и дать знание наиболее важных и доступных пониманию подростков правовых норм, а также убедить в неотвратимости наказания за правонарушения. Это будет удерживать подростков от нарушения правил поведения, способствовать выработке гражданского самосознания, обязанности держать себя в строго определенных рамках. В большей мере сказанное относится к несовершеннолетним правонарушителям, которых необходимо удерживать от повторных нарушений закона и совершения преступлений.
Изучение вопросов права в школе создает для учащихся возможность получения интересующей их правильной правовой информации и позволяет педагогам скорректировать направленность их правовых интересов. Но все же преподавание в школе правовых курсов - это лишь некоторые звенья системы правового воспитания школьников. Необходимо добиться всестороннего, комплексного подхода к нравственно-правовому воспитанию подрастающего поколения, охватывающему целую серию воспитательных мероприятий, иначе говоря, в процессах правового воспитания и обучения в школе нельзя ограничиваться лишь изучением Конституции Российской Федерации, хотя это очень важно и необходимо делать в первую очередь, а нужно ориентировать учащихся на изучение других конкретных законов, их обязательных статей и положений, важнейших нормативных актов, например, об ответственности за хищение личного, государственного и общественного имущества, о необходимости соблюдения Правил дорожного движения и разъяснения их основных положений и т.д.
Однако при этом следует учитывать, как уже было сказано выше, что получение знаний о праве - это только часть дела. Подлинный смысл правового воспитания подростков состоит в формировании не только знаний законов, но и уважения к последним и необходимости их соблюдения.
Преподавание правовых предметов в школе проводится в старших классах. Но правовое воспитание начинается много раньше. В этой связи хотелось бы остановиться на одном весьма конкретном методическом вопросе, а именно, на связи правового воспитания с историей, литературой и другими учебными предметами школьной программы. Разве не может школьник найти в них крупицы знаний о праве? Конечно, может. Между правом, литературой, искусством существует более тесная связь, чем это представляется на первый взгляд. При ознакомлении с биографиями различных писателей, поэтов, композиторов, художников, как правило, обходится стороной вопрос о том, какое место занимало право (многообразная правовая действительность) в их жизни и творчестве. Между тем многие выдающиеся русские литераторы, художники, музыканты закончили юридические учебные заведения или собирались стать правоведами, но по разным причинам не завершили юридического образования, для многих служению музам предшествовали изучение права и правовая практика или она совмещалась с художественным творчеством. Интересные сведения о таких знатоках права, как А.Н. Радищев, А.С. Грибоедов, А.С.Пушкин, А.Н. Островский, В.В. Стасов, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, В.Д. Поленов, Н.К. Рерих и других, содержится в книге А.И. Алексеева "Искание правды" (М., 1980).
Отмечаются недостаток правового осознания жизненных явлений формирующейся личностью, слабое знание педагогов в области юриспруденции, а юристов - в области педагогики. Это обстоятельство настоятельно требует постоянного теснейшего сотрудничества педагогов и юристов на всех уровнях, начиная с разработки планов работы школы по проведению индивидуальных бесед с педагогически запущенными подростками. В формировании правосознания студентов важная роль принадлежит правовому воспитанию, и необходимость правовоспитательной деятельности обусловлена, в первую очередь, возрастанием роли права в процессе строительства правового государства.
Мы не согрешили бы против истины, если бы сказали, что уровень правосознания студентов и молодых специалистов с высшим образованием еще не отвечает предъявляемым требованиям. Из-за отсутствия, в первую очередь, правовой культуры среди студентов имеют место случаи нерадивого отношения к учебе, нарушение общественного порядка, увлечение наркоманией, совершение преступлений, таких как хулиганство, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство и т.п. Откуда же эти люди с ограниченным кругом интересов и потребностей? Это наши студенты и выпускники, у которых, оказалось, недостаточно развито чувство гражданской ответственности, уважения к закону, потребности в соблюдении законов, слабо выработаны привычки, убеждения и навыки активной социальной действительности.
Правовое воспитание в высшем учебном заведении, как, впрочем, и иные его виды, строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных и, более того, взаимопроникающих стадий. Представляется, что правовое воспитание студентов предполагает обеспечение следующих основных результатов: знание права; понимание права; уважение к праву; активная защита прав; необходимость соблюдения законов, которая должна перерасти в потребность исполнения правовых предписаний. Воспитание сознательного исполнения закона в силу внутреннего убеждения, глубокого и уважительного отношения к нему является качественно более высокой ступенью правового воспитания. Задача правового воспитания не может быть сведена к вооружению суммой правовых знаний. Следует добиваться, чтобы уважение к праву, к закону стало личным убеждением каждого студента.
Система правового воспитания, наряду с другими видами воспитания, достигает своей цели в том случае, если она несет гражданам не только знания о законах, не только фактическую информацию, но главным образом знания оценочного характера, формирует в сознании и психологии каждого человека внутреннюю устойчивую основу, с которой он мог бы безошибочно ориентироваться в сфере правовых отношений. Очень важно при этом, через какой мотивационный фильтр проходят правовые знания, как они преломились в системе мировоззренческих, классово-идеологических установок индивида, его интеллектуальных и эмоциональных настроений, ценностных представлений и соответствующих ориентаций.
Вот почему наряду с информацией о законах на передний план в правовоспитательной работе со студентами все больше и больше выдвигаются такие вопросы, как тенденция развития политической системы государства, расширения и укрепления демократии в управлении государством, неукоснительное исполнение законов законодательными, исполнительными и другими ветвями власти, понятие законности и правопорядка и условия его укрепления, совершенствование законодательства в борьбе с правонарушениями, преступлениями и общественные последствия нарушений законности. Привить студентам сознание неотвратимости наказания и укрепить его - одна из важнейших задач правового воспитания. На это следует обратить внимание еще и потому, что, как показывает статистика, более чем две трети рецидивистов совершили преступление в несовершеннолетнем возрасте.
На выработку у студентов перечисленных качеств направлена вся воспитательная работа в вузе. Здесь нет ничего второстепенного, здесь одинаково важно как получение правовых знаний, так и обсуждение, оценка товарищами, казалось бы, незначительного поступка студента: непосещение занятий, неряшливость, зазнайство, высокомерие, не говоря уже, например, о пьянстве и употреблении наркотиков. Недооценка как "мелочей", так и более существенных факторов формирования правосознания влияет на эффективность правовоспитательной работы среди студентов. Правовое воспитание и обучение в вузе имеет свои особенности, определяемые целым рядом специфических черт формирующейся личности. Сознанию студентов присущ ряд индивидуальных и групповых психологических и возрастных особенностей.
Студенты занимают особое место в социальной структуре общества, имеют определенный социально-правовой статус. В экономическом отношении они находятся нередко на иждивении взрослых. Объем правовых знаний их порой ограничен незначительной сферой общественных взаимоотношений, малым жизненным опытом. С качественной стороны взгляды их еще глубоко, не продуманы. Они нередко лишь механически отражают реальную действительность и к тому же далеко не во всем ее многообразии. Правовое сознание находится еще в начале его формирования. Опыт предшествующих поколений только начинает ими осваиваться, идет как бы "генеральная репетиция" перед взрослой жизнью, поэтому взгляды разрознены, аморфны, не представляют устойчивого комплекса, системы, как у взрослого человека. Ими глубоко не осознана личная ответственность перед обществом за свое поведение, не сложились прочные навыки осуществления своих прав и выполнения обязанностей. Многие права и обязанности не стали для них личностно значимыми, так как, участвуя в той или иной деятельности, они лишь готовятся выполнять различные общественные роли, пробуют свои силы. Тем самым в зависимости от возрастных особенностей правосознание их в большей степени, чем взрослого, подвержено как позитивному, так и негативному влиянию.
Поэтому совершенно очевидно, что степень влияния того или иного способа воздействия будет различной в зависимости от возрастных и психологических особенностей студента. И применять конкретные методы воспитания нужно лишь после тщательного изучения и учета этих особенностей, а также уровня развития правосознания личности. Важно иметь в виду и нередко имеющееся противоречие между ограниченным жизненным опытом, не сложившимся еще пониманием социальных последствий своих действий и ограниченным в связи с этим правовым статусом, с одной стороны, и типичными для данного возраста, обычно завышенными правовыми притязаниями. Правовое воспитание здесь может быть эффективным лишь в том случае, если воспитатель будет хорошо знать реальный уровень правосознания воспитуемых, представления в области права, усвоенные ими правовые понятия, отношения к закону, к соблюдению тех или иных его норм, правил общежития. Только конкретное знание всех этих компонентов позволяет правильно выбрать соответствующие методы воздействия с учетом уровня индивидуального правосознания индивида, его глубины, устойчивости, имеющихся дефектов и пр.
Судебно-следственная практика, да и сама жизнь показывает, что существенный пробел в правовом воспитании студентов и других подростков состоит в том, что последние не думают о неотвратимости наказания. Многие молодые правонарушители убеждены, что коль скоро им и предстоит нести наказание за содеянное, это будет или условное осуждение, или родители за деньги смогут освободить их от уголовной ответственности. Да и родители сами виноваты в таком образе мышления ребенка, когда они за любые деньги пытаются "устроить" сына или дочь в престижные вузы, что порой им удается сделать. При этом не задумываются о том, какое влияние, воздействие окажет родительская "любовь" на формирование правосознания подростка. Правовые отношения, связи характеризуются тем, что поведение субъектов этих отношений связывается с определенными юридическими последствиями. Осознание связанности или несвязанности поведения с юридическими последствиями - специфическая черта правовых взглядов, выделяющая их среди моральных. Глубина такого осознания может быть весьма различной: от простого осознания определенного поведения как подлежащего или не подлежащего какой-либо юридической регламентации вообще до научно-точной юридической квалификации сложной жизненной ситуации.
Для механизма юридического регулирования характерно осознание именно юридических последствий определенных условий, фактов, поступков. Юридическая значимость, юридические последствия есть связь определенного факта с соответствующими юридическими правами и обязанностями. Психологические формы осознания такой связи отдельными индивидами, социальными группами могут быть весьма различными, но логическое содержание их едино: осознание возможных желательных или нежелательных юридических последствий определенного поведения, определенного события.
Правовое воспитание старшей части молодежи - юношества - должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании.
Массовое познание молодежью правовых норм и законов самых основных законодательных документов России, таких как Конституция, Гражданский и Трудовой кодексы, принятые палатами Федерального Собрания Российской Федерации позволит молодым взаимодействовать с другими людьми и с государством, согласно принципам и нормам, называемым правами, свободами и обязанностями российских граждан.
Не менее важно и то, что правовое воспитание даст возможность молодежи активно участвовать в законотворческих процессах со своими законодательными инициативами. В условиях глобальных социальных перемен именно молодежь ориентирована на строительство законодательства с учетом инновационных явлений в технологических и социальных сферах. Кроме того, правовая грамотность сориентирует молодежь в существующих информационных потоках и подскажет ей правильное направление её гражданского выбора.
В системе правового воспитания молодежи возможно использование следующих основных направлений:
обучающее направление правового воспитания молодежи включает в себя совокупность мер, направленных на обучение молодежи российского законодательства в рамках общеобразовательного процесса.
консультативное направление правового воспитания молодежи в регионе предполагает активную деятельность общественных юридических служб во всех городах, где студенты и начинающие юристы и правоведы в рамках стажировки и практики окажут консультативные юридические услуги любому молодому человеку, способствуя росту его правовой грамотности и разбирая отдельные случаи в праве.
факультативное направление выражается в проявлении активности молодежи в различных гражданских региональных молодежных движениях, в рамках деятельности которых будет повышаться правовая грамотность молодых людей. Примерами таких движений могут стать региональные мероприятия молодежного движения от «Единой России» «Молодая гвардия». Кроме того, следует проводить специализированные конференции и семинары по поддержанию уровня правовой грамотности среди молодежи.
Значительным вкладом в развитие программы правового воспитания молодежи может стать его инициативное направление, предполагающее создание Молодежных центров законодательных инициатив. Основной целью деятельности будет определение значимых законодательных инициатив региональной молодежи, способствующих оперативному обеспечению устойчивого развития региона.
В заключении хотелось бы отметить, что низкая правовая грамотность среди молодого населения России приводит к росту социальной напряженности, которая выражается в острых политических и социальных конфликтах. Таким образом, правовое воспитание и образование молодежи - путь к обновлению России.
- Лекция «Правовое воспитание населения» Вопросы:
- Вопрос 1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее.
- 1.1 Понятие и сущность правового воспитания
- 1.2 Механизм, формы и методы правового воспитания
- 1.3.Направления правовоспитательной работы с населением
- Вопрос 2. Народная педагогика и правовоспитание.
- Вопрос 3. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи:[16]
- Вопрос 4.Психолого-педагогические средства правовой социализации личности. Механизмы правовой социализации личности. Причины дефектов в правовой социализации личности.
- Вопрос 5. Структура и классификация правосознания. Психолого-педагогические условия эффективного функционирования правовых норм