7. Экологическая психология.
Экологическая психология (экопсихология) – это раздел психологии, содержанием которого является изучение особенностей психических явлений, связанных со взаимодействием множеств людей и природно-антропогенной макросреды, а также использование результатов этого изучения для решения практических задач, порождаемых экологическими проблемами.
Под природно-антропогенной макросредой понимается вся совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность множества людей. К этим условиям относятся все как не тронутые человеком, так и измененные им природные образования и объекты (земля, атмосфера, животный и растительный мир), климат, магнитные и другие поля, потоки излучений разного типа, населенные пункты, агротехнические и производственные комплексы, транспортные магистрали и так далее. Социальная среда в экопсихологии не рассматривается, но ее влияние учитывается.
Основными экологическими проблемами, послужившими толчком к возникновению экопсихологии, являются следующие:
демографический взрыв, то есть, резкое увеличение темпа роста населения Земли, поставившее под угрозу то относительно сбалансированное взаимодействие человека с природной средой, которое существовало до ХХ века;
противоречие между доминирующим в современном обществе потребительским отношением населения к естественной природе и объективной потребностью смены такого отношения на «партнерское»;
загрязнение и истощение природной среды как в относительно локальных, так и в глобальных масштабах; необходимость, в связи с этим, принять меры по сохранению, во-первых, здоровья современного поколения людей и, во-вторых, нормальных условий жизни для последующих поколений;
значительное увеличение доли искусственной среды в общей среде обитания человека; необходимость приведения ее в соответствие с психологическими установками, эстетическими и другими духовными потребностями людей;
возрастание количества и увеличение масштабов техногенных и природных катастроф, существенно ухудшающих макросреду и подвергающих опасности все большие массы людей.
Понятие «экологическое сознание» очень широко и многомерно. Оно включает в себя отношение человека или масс людей к природе, всей окружающей среде, понимание закономерностей развития биосферы и ноосферы Земли (части биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им), психические процессы и психические образования (представления, мотивы, привычки, хранящиеся в памяти программы действий), определяющие характер взаимодействия человека с природой и искусственной средой обитания.
Под экологическим сознанием понимается совокупность имеющихся у личности (группы) экологических представлений, ее субъективного отношения к природе, а также усвоенных стратегий и технологий взаимодействия с природой.
Идея сохранения природы, а тем более ее воспроизводства, возникла довольно поздно – в Средние века в культурах с высоким уровнем рефлексии. Но практическая реализация этой идеи началась лишь в ХХ веке, когда человек окончательно «колонизировал» биосферу. Реализация идеи сохранения природы идет медленно, с преодолением больших трудностей. В результате в настоящее время человечество оказалось на грани глобальной экологической катастрофы. Возник «экологический императив»: либо человечество сменит свой менталитет потребительского отношения к природе на менталитет партнерства, либо погибнет. Отсюда вытекает практическая значимость не только усвоения экологических знаний, но и формирования новой, ориентированной на природу нравственности людей.
В настоящее время при решении практических задач экологии рассматривают два типа экологического сознания – антропоцентрическое и экоцентрическое. Оба эти типа экологического сознания находятся в диалектическом единстве, и их нельзя противопоставлять друг другу без определения некоторых условий. Главным условием является решение стратегического вопроса: какое экологическое сознание необходимо для устойчивого, прогрессивного в гуманитарном смысле развития цивилизации.
Такое экологическое сознание должно быть диалектичным, без противопоставления двух целей человеческой деятельности: потребления природных ресурсов, с одной стороны, и сохранения природы – с другой. Противоречивость этих целей относительна. Она в значительной мере может быть преодолена на основе анализа потребностей и условий жизнедеятельности конкретного сообщества в определенных природных и культурно-исторических условиях. Реализация этой достаточно очевидной принципиальной позиции на практике затруднена по объективным и субъективным причинам.
Без разрешения политических, экономических, социальных проблем трудно браться за кардинальное изменение экологического сознания. Например, в 90-е годы ХХ века в массовом сознании российского общества доминировали отнюдь не экологические проблемы. Идеология сиюминутной выгоды взяла верх. Психологическая доминанта вседозволенности по отношению к природе оказалась крайне консервативна.
Сейчас наступил момент выбора одного из двух путей эволюции человеческого духа в плане взаимоотношений с природным миром: человечество либо пойдет по пути неандертальцев и погибнет, либо по пути кроманьонцев и станет еще более устойчивым по отношению к «капризам» природы, при этом заботясь о ней.
Исходя из этих соображений, к факторам, влияющим на экологическое сознание, необходимо отнести личностные особенности населения, структуру ценностных ориентаций, качество жизни и социально-мировоззренческие представления людей.
- I.Педагогика как наука
- Задачи и функции педагогики.
- 2. Методы педагогики.
- 3. Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- 4. Педагогика как система.
- 5. Общекультурное значение педагогики
- Вопросы
- 2. Педагогика Средневековья и Возрождения.
- 3. Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- 4. Современная зарубежная педагогика.
- 5. Развитие педагогики в России.
- Вопросы
- Тест II
- 2. Образовательная система России.
- 3. Концепция непрерывного образования.
- 4. Современное мировое образовательное пространство.
- Вопросы
- Тест III
- 2. Организация учебной деятельности.
- 3. Организация и управление педагогическим процессом.
- Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.
- Вопросы
- Цели воспитания и самовоспитания.
- 2. Воспитательное воздействие.
- 3. Виды воспитания.
- 4. Стили воспитания.
- 5. Модели воспитания.
- Вопросы
- 2. История развития психологического знания.
- 3. Психологические концепции XX века.
- 4. Основные направления в психологии.
- 5. Место психологии в системе наук.
- Вопросы
- Тест VI
- 7. В буквальном переводе с немецкого языка понятие «гештальт» означает:
- 2. Психика и организм.
- 3. Психика, поведение, деятельность.
- 4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
- 5. Структура психики.
- 6. Сознание и его структура.
- 7. Соотношение сознания и бессознательного.
- Вопросы
- Восприятие: виды и свойства.
- Свойства восприятия:
- Воображение: виды и формы проявления.
- Внимание и его свойства, развитие внимания.
- 2. Ощущения: классификация и свойства.
- 3. Эмоции, их виды, эмоциональные состояния.
- Вопросы
- Тест VIII
- 2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
- 3. Проблема личности в психологии.
- Теории личности.
- Целостную личность характеризуют:
- Вопросы
- 1. Каково содержание понятия «личность»?
- Тест IX
- 6. Теория личности это:
- 2. Виды общения.
- Методы и навыки ведения деловых переговоров.
- 3. Психология малых групп, межгрупповые отношения.
- 4. Конфликты, типы конфликтов, пути их разрешения.
- Вопросы
- 1. Раскройте содержание понятия «общение».
- 2. Психология и труд, профессиональная психология.
- 3. Инженерная психология.
- 4. Экономическая психология.
- 5. Юридическая психология.
- 6. Политическая психология.
- 7. Экологическая психология.
- Вопросы
- 1. Чем обусловлено возрастание роли психологии во всех сферах жизнедеятельности современного общества?
- Тест XI