Функции педагога
Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.
Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.
Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.
Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.
Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.
Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.
Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.
Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.
2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.
Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.
Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.
Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.
3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.
Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.
- Понятие педагогики и этапы ее развития
- Объект, предмет, задачи и функции педагогики
- Структура педагогики и ее связь с другими науками
- Основные категории педагогики
- Методы педагогических исследований
- Изучение и обобщение передового педагогического опыта
- Понятие цели воспитания
- Сущность и направленность педагогических инноваций
- Инновационные учебные заведения
- Функции педагога
- 22. Требования к учителю
- Главные группы способностей
- Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- Общее понятие о дидактике
- 27. Основные категории дидактики
- Сущность процесса обучения
- Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса
- Понятие и сущность метода и приема обучения
- Классификация методов обучения
- Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- Словесные методы обучения
- Наглядные и практические методы обучения
- Развивающее обучение
- 51. Проблемное обучение
- 52. Программированное и компьютерное обучение
- Модульное обучение
- Формы организации обучения и их развитие в дидактике
- Классно-урочная система обучения
- Вспомогательные формы обучения
- Неуспеваемость учащихся
- Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости
- Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- Принципы воспитания
- Методы воспитания и методы педагогического воздействия
- 2. Направления воспитательной работы
- Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
- Правовые основы семейного воспитания
- Семейное воспитание: принципы и содержание
- Типы неправильного воспитания
- Нарушения поведения ребенка в семье Типичные детские реакции нарушения поведения
- Формы зависимого поведения ребенка
- Показатели родительского поведения