18. Содержание и организация психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ода
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).
Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
Особенности воспитания в семье
Особенные,специальные условия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата уже с рождения.Первыми, кто должен их обеспечить– это его родители.Отношение к ребёнку в семье,его воспитание имеют важнейшее значение для его последующего развития. К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого"немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных"воздействий внешней среды.При таком подходе дети, как правило,с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни.В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная,каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия.Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать,что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни,отсутствию инициативы.
Неправильное или позднее овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью в большой мере обусловливает отставание в развитии речи. Развитие ручных навыков необходимо проводить как в игровой деятельности,так и в повседневной жизни. Развитие ручных навыков надо вести постепенно.На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы,перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера,веса, формы,соразмеряя свои двигательные усилия.
Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи.Эту работу надо начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту,затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу);держать кружку и пить из нее.
Важно обучить ребенка различным действиям во время одевания.Вначале надо научить ребенка расстегивать большие пуговицы,затем маленькие.Затем научить его расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Все эти навыки закрепляют в играх на кукле и после этого переносят их на самого ребенка.
Ребенок должен наблюдать за деятельность окружающих его людей; эти впечатления очень важны для его умственного развития,формирования речи.
В квартире ребенка можно познакомить с обстановкой,показать ему,как моют посуду,стирают белье,готовят обед,накрывают на стол, убирают помещение.Многое можно показать из окна: улицу,движение транспорта,животных и т.п.
Самые четкие представление складываются у ребенка тогда,когда он может действовать с теми предметами,с которыми его знакомили. Если мать стирает белье, то и ему надо дать маленький тазик и все необходимое для стирки.Каждое действие должно проговариваться.
Кругозор ребенка расширяется и при работе с картинным материалом.От взрослых он узнает названия предметов,действий, постепенно сам начинает называть предметы на картинках,отвечать на вопросы.
Процессы мышления у ребенка с церебральным параличом, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых,образных представлений.Очень важно,чтобы ребенок,наблюдая окружающий мир, учился устанавливать причины и следствия явлений, сравнивать качества и признаки вещей
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ – школах-интернатах (школах) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. В эти школы принимаются дети дошкольного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего возраста. Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы
Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль
Для получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) необходимо обеспечить специальные условия.
1. Специально организованная среда:
специально приспособленное здание (лифты, пандусы и др.),
ортопедическая обувь и ортопедические приспособления,
специальная мебель, приборы для обучения; компьютерные классы.
2. Наполняемость классов:
подготовительный класс - не более 8 человек,
в начальной, основной, средней школе – до 10 человек.
3. Продолжительность уроков:
в подготовительном классе – 30 минут,
в 1 классе – 35-40 минут,
во 2 и далее – 45 минут.
На каждом уроке после 20 минут занятий проводится 5-минутная физкультпауза с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
4. Обучение учащихся этой категории осуществляют специально подготовленные педагоги, знающие психофизические особенности детей с нарушениями ОДА. Коррекционные занятия проводят учителя, логопеды, методисты ЛФК, психологи.
5. Школа для детей с нарушениями функций ОДА имеет специальные логопедические кабинеты, кабинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопедическую мастерскую.
6. Обучение детей с нарушением функции ОДА осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы. Лечебно-воспитательная работа ведется в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний.
7. Комплекс восстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-, бальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д. Медицинский блок должен включать помещения для этих мероприятий.
Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи: психоневрологи(невропатологи), ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, а также средний и младший медицинский персонал.
- 1. Особенности мышления уо детей.
- 3. Особенности мышления детей с нарушением слуха
- 6.Особенности позновательной сферы детей с зпр
- 7 Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 8. Особенности регулятивных психических прцессов(эмоции, воля, внимание, потребности и мотивы) у умственно отсталых детей.
- 9. Психологические параметры дизонтогенеза.
- ?. 10. Общение детей с нарушениями в развитии
- 11. Систематика детей с зпр
- 12. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с зпр
- 13. Основные категории специальной психологии: компенсация, коррекция, абилитация, реабилитация.
- ? 15. Содержание и органицация психокоррекционной работы с детьмис сенсорными нарушениями.
- 16. Варианты дизонтогенеза по классификации в.В. Лебединского.
- 17. Особенности мышления у детей с нарушениями зрения.
- 18. Содержание и организация психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ода
- 19. Специальная психология как наука: объект, предмет, задачи, методы, принципы.
- 20 Особенности восприятия и памяти умственно отсталыхз детей.
- 22. Особенности ощущений, восприятия и памяти детей с нарушениями слуха.
- 26. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха
- 27. Зпр как вариант дизонтогенеза
- 28. Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
- 29. Особенности эмоционально волевой сферы детей с нарушением слуха
- 30. Причины умственной отсталости и ее основные формы.
- 32. Особенности эмоционально-волевой сферы и личностного развития при нарушениях зрения
- 33. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития
- 35. Психическое развитие глухого ребенка в школьном возрасте.
- 36. Основные методы диагностики в специальной психологии
- 37.Особенности психического развития детей с дцп
- 42. Особенности памяти у детей с нарушениями зрения
- 45. Особенности ощущений, восприятия и представлений у слепых и слабовидящих
- 46.Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью