logo search
Буянова И

5. Требования безопасности по окончании работы

  1. Привести в порядок рабочее место, закрыть люк канализационного колодца, ямы, снять ограждения и предупреждающие знаки.

  2. Убрать инструмент и все приспособления в отведенное для них место.

  3. Снять спецодежду и обувь, убрать в отведенное для них место.

  4. Вымыть лицо и руки водой с мылом или, при необходимости, принять душ.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ КУХОННОГО РАБОЧЕГО

1. Общие требования безопасности

1.1. На основании настоящей Типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для кухонного рабочего с учетом условий его работы в конкретной организации.

1.2. На кухонного рабочего могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (подвижные части механического оборудования, перемещаемые сырье, полуфабрикаты, тара; повышенная температура поверхностей оборудования, котлов с пищей; повышенная температура воздуха рабочей зоны; повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, тары; вредные вещества в воздухе рабочей зоны; физические перегрузки).

1.3. Кухонный рабочий извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.4. Кухонному рабочему следует:

оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

перед началом работы мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;

работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;

после посещения туалета мыть руки с мылом;

не принимать пищу в производственных и подсобных помещениях.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Застегнуть одетую санитарную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

2.2. Проверить наличие и исправность необходимых для работы инвентаря, приспособлений и инструмента; обеспечить наличие свободных проходов.

2.3. Для обеспечения безопасной работы проверить устойчивость стеллажей, прочность крепления оборудования к фундаментам и подставкам и проверить внешним осмотром:

достаточность освещения рабочей зоны;

отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;

состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости, открытых трапов, открытых неогражденных люков, колодцев);

наличие предохранительных скоб у тележек для перемещения бочек, бидонов, тележек - медведок и др.;

наличие и исправность применяемых погрузочно - разгрузочных механизмов;

надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств, отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг включаемого электрооборудования;

отсутствие трещин, выпучин, значительных утолщений стенок сосудов, пропусков в сварочных швах, течи в заклепочных и болтовых соединениях, разрывов прокладки и т.п. в котлах;

наличие и целостность ограждающих поручней, отсутствие трещин на поверхности секций плит.

2.4. Проверить исправность пускорегулирующей аппаратуры включаемого оборудования (пускателей, пакетных переключателей, рубильников, штепсельных разъемов, концевых выключателей и т.п.).

2.5. Проверить работу подъемно - транспортного оборудования, пускорегулирующей аппаратуры на холостом ходу.

2.6. Проверить наличие воды в водопроводной сети.

2.7. Проветрить газовые горелки, камеры сгорания и помещение цеха для безопасного включения газоиспользующих установок. Произвести безопасный розжиг горелок.

2.8. Надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование на производственном столе, подставке, передвижной тележке на рабочих местах поваров, кондитеров и других работников; удобно и устойчиво разместить запасы сырья, полуфабрикатов.

2.9. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

2.10. При эксплуатации конвейера и при выполнении погрузочно - разгрузочных работ, при розжиге газовых горелок, при выполнении работ на высоте соблюдать требования безопасности, изложенные в соответствующих типовых инструкциях по охране труда.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное подъемно - транспортное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.4. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации; пользоваться только установленными проходами.

3.5. Содержать рабочее помещение в чистоте; своевременно убирать с пола рассыпанные (разлитые) продукты, жиры и др.

3.6. Не загромождать проходы и проезды между оборудованием, столами, стеллажами, штабелями, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы порожней тарой, инвентарем, излишними запасами сырья, полуфабрикатов, кулинарной продукцией.

3.7. Использовать средства защиты рук при соприкосновении с горячими поверхностями инвентаря и кухонной посуды (ручки наплитных котлов, противни и др.).

3.8. Вентили, краны на трубопроводах открывать медленно, без рывков и больших усилий. Не применять для этих целей молотки, гаечные ключи и другие предметы.

3.9. Использовать для вскрытия тары специально предназначенный инструмент (гвоздодеры, клещи, сбойники, консервные ножи и т.п.). Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами.

3.10. Деревянные бочки следует вскрывать путем снятия упорного (верхнего) обруча и последующего освобождения остова от шейного (второго) обруча с одной стороны бочки. При снятии обруча использовать специальную набойку и молоток. Слегка ударяя молотком по клепкам (вверх) следует освободить дно и вынуть его с помощью стального клепа. Не допускается извлекать дно бочки ударами молотка или топора.

При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки, применять специальный гаечный ключ. Не допускается отвинчивать пробку ударами молотка.

3.11. Переносить продукты в жесткой таре и лед в рукавицах.

3.12. Не производить работы по перемещению продуктов, наплитных котлов и тары с ножом, режущим или колющим инструментом в руках.

3.13. Переносить наплитный котел с горячей пищей, наполненный не более чем на 3/4 его емкости, вдвоем, используя сухие полотенца. Крышка котла при этом должна быть снята.

3.14. При перевозке и установке котлов с пищей пользоваться тележкой с подъемной платформой, передвигать тележки, передвижные стеллажи, подкатные дежи в направлении "от себя".

3.15. Пользоваться специальными прочными инвентарными подставками при установке противней, котлов и других емкостей. Не использовать для этой цели неисправные (неустойчивые) подставки и случайные предметы.

3.16. Не допускается опираться на мусат при правке ножа. Править нож о мусат следует в стороне от других работников.

3.17. Переносить продукты, сырье только в исправной таре. Не загружать тару более номинальной массы брутто.

3.18. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование.

3.19. При приготовлении моющих и дезинфицирующих растворов:

применять только разрешенные органами здравоохранения моющие и дезинфицирующие средства;

не превышать установленные концентрацию и температуру моющих растворов (выше 50 °C);

не допускать распыления моющих и дезинфицирующих средств, попадания их растворов на кожу и слизистые оболочки.

3.20. Во время работы с использованием подъемно - транспортного оборудования следует:

соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации заводов - изготовителей оборудования;

использовать оборудование только для тех работ, которые предусмотрены инструкцией по его эксплуатации;

предупреждать о предстоящем пуске оборудования работников, находящихся рядом;

включать и выключать оборудование сухими руками и только при помощи кнопок "пуск" и "стоп";

соблюдать нормы загрузки оборудования;

осматривать, регулировать, устранять возникшую неисправность конвейера, извлекать застрявший предмет, очищать ленту конвейера только после того, как он остановлен с помощью кнопки "стоп", отключен пусковым устройством, на котором вывешен плакат "Не включать! Работают люди!", и после полной остановки вращающихся и подвижных частей, имеющих опасный инерционный ход.

3.21. При использовании подъемно - транспортного оборудования не допускается:

поправлять ремни, цепи привода, снимать и устанавливать ограждения во время работы оборудования;

превышать допустимые скорости работы оборудования;

оставлять без надзора работающее оборудование, допускать к его эксплуатации необученных и посторонних лиц.

3.22. При наличии напряжения (бьет током) на корпусе оборудования, кожухе пускорегулирующей аппаратуры, возникновении постороннего шума, запаха горящей изоляции, самопроизвольной остановки или неправильном действии механизмов и элементов оборудования его следует остановить (выключить) кнопкой "стоп" (выключателя) и отключить от электрической сети с помощью пускового устройства. Сообщить об этом непосредственному руководителю и до устранения неисправности не включать.

4. Требования безопасности в аварийной ситуации

4.1. При возникновении поломок оборудования: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, газа, воды, сырья, продукта и т.п.; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (работнику, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.

4.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей; доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.3. При обнаружении запаха газа в помещении, в котором установлено газовое оборудование:

закрыть нос и рот мокрой салфеткой;

открыть окна и двери, проветрить помещение;

перекрыть вентили на подводящих газопроводах к жарочным шкафам, пищеварочным котлам, плитам и т.п.;

не включать и не выключать электроприборы, освещение, вентиляцию;

исключить пользование открытым огнем.

Если после проветривания и проверки всех газовых кранов запах газа не исчезнет, перекрыть газ на вводе в здание, сообщить об этом администрации организации, а при необходимости - вызвать работников аварийной газовой службы.

4.4. Если в процессе работы произошло загрязнение рабочего места жирами или просыпанными порошкообразными веществами (мукой, крахмалом и т.п.), работу прекратить до удаления загрязняющих веществ.

4.5. Пролитый на полу жир удалить с помощью ветоши или других жиропоглощающих материалов. Загрязненное место промыть нагретым раствором кальцинированной соды и вытереть насухо.

4.6. Для удаления просыпанных пылящих порошкообразных веществ надеть очки и респиратор. Небольшое их количество осторожно удалить влажной тряпкой или пылесосом.

4.7. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована доставка его в учреждение здравоохранения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Выключить и надежно обесточить оборудование при помощи рубильника или устройства, его заменяющего и предотвращающего случайный пуск. На пусковое устройство вывесить плакат "Не включать! Работают люди!".

5.2. Не охлаждать нагретую поверхность плиты и другого теплового оборудования водой.

5.3. Произвести разборку, очистку и мытье оборудования: механического - после остановки движущихся частей с инерционным ходом, теплового - после полного остывания нагретых поверхностей.

Закрыть вентили (краны) на трубопроводах газа, пара, холодной и горячей воды.

5.4. Закрыть загрузочные люки, проемы и запереть их на замок изнутри помещения.

5.5. Не производить уборку мусора, отходов непосредственно руками, использовать для этой цели щетки, совки и другие приспособления.

5.6. Для транспортирования отходов использовать специально предназначенный для этой цели транспорт.

  1. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» (от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ в ред. ФКЗ от 30.06.2003 г. № 2-ФКЗ)

Чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Цели введения чрезвычайного положения Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. В области ГО и защиты населения и территорий от ЧС к таким обстоятельствам относятся:

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится на всей территории РФ или в отдельных местностях. Вводится указом Президента РФ с соблюдением соответствующих требований и правил его утверждения и обнародования.

Срок действия чрезвычайного положения.

- Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток.

- По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

В настоящем ФКЗ определены временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, а также силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения. Наряду с силами и средствами органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, ФСБ, ВВ используются также силы и средства органов по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В исключительных случаях на основании указа Президента РФ для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться дополнительные силы и средства (ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы). Кроме задач военного характера, они привлекаются для:

- охраны объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирования транспорта и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей и природной среды.

- участие в ликвидации ЧС и спасении жизни людей в составе РСЧС.

В законе определены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

  1. Федеральные законы РФ:

- «О гражданской обороне» № 28-ФЗ-98г. (с изменениями и дополнениями внесенными ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) Он определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов госвласти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

- «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера№ № 68-ФЗ-94 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ №129-ФЗ от 28.10.2002 г. и № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.). Он определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение ФЗ «О защите населения и территорий» и в целях совершенствования системы РСЧС Правительство РФ утвердило своим постановлением от 30.12.2003 № 794 «Положение о единой гос. системе предупреждения и ликвидации ЧС».

Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования РСЧС и объединяет органы управления, силы и средства

в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС. Единая система (РСЧС) состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на:

- «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ-94 г. (с изменениями и дополнениями на 1.04.2005 г.) Он определяет общие правовые, экономические и социальные основы, обеспечение пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами госвласти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Закон закрепляет за государством, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших его функций.

Основные положения федеральных законов в области

гражданской обороны, защиты населения и территорий,

пожарной безопасности

Указанные ФЗ определяют, каждый в своей области, мероприятия, направленные на защиту личности, населения, государства, ценностей

а) в области гражданской обороны

Определены принципы организации и ведения ГО:

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – территория на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

б) в области защиты населения и территорий

Определены цели в этой области:

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

в) в области пожарной безопасности

Создание системы обеспечения пожарной безопасности, ее основных элементов и определение функций этой системы, виды и основные задачи пожарной охраны, а именно:

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима.

Виды и основные задачи пожарной охраны

подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Задачи в области ГО, РСЧС и ПБ

а) Основными задачами в области гражданской обороны являются:

1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  1. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  2. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

  3. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

  4. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  5. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

  6. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  7. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

  8. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

  9. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  10. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

  11. срочное захоронение трупов в военное время;

  12. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

  13. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

б) Основными задачами в области защиты от ЧС (РСЧС) являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

  1. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

  2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

  3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  4. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  5. ликвидаций чрезвычайных ситуаций;

  6. осуществление мероприятий по социальной защите населения. пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

  7. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

  8. международное сотрудничество в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

По мнению руководства ГО, все население, как и каждый в отдельности житель страны, должен иметь четкое представление о современном оружии, способах защиты от него и мероприятиях, проводимых в случае возможного нападения, а также при возникновении различных стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В настоящее время в РФ функционирует единая государственная система подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Организация и обучение населения в области ГО защиты от ЧС осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов, постановлений Правительства РФ:

«О гражданской обороне»

В статье 2, где определены основные задачи в области ГО и защиты населения, одной из них является – «обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

Статья 6, 8 и 10 определяют полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области ГО. Из всего перечня данных полномочий можно выделить:

  1. Правительство РФ (статья 6 глава II):

- определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  1. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (статья 8, глава III):

    1. организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    2. проводят подготовку и обучение населения в области ГО, каждый на своем уровне.

  2. Организации (статья 9, глава III):

    1. осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В этом законе (статья 10, глава III) определены права и обязанности граждан РФ в области ГО, где в одном из пунктов сказано: «…граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

О защите населения и территорий от ЧС природного

и техногенного характера.

В статье 4 главы I указаны основные задачи, возлагаемые на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), где одной из них является:

подготовка населения к действиям в ЧС.

В полномочиях органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (статья 11, пункты 1 и 2, глава II) указано:

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

В отношении организаций настоящий Закон закрепляет за ними конкретные обязанности, которые указаны в статье 14, глава III.

Организации обязаны:

    1. обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС,

    2. осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС.

В свою очередь граждане РФ согласно статьи 19 глава V «Закона о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» обязаны:

    1. изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и групповыми средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

Постановление Правительства РФ № 841 от 02 ноября 2000 г.

«Об утверждении Положения об организации обучения населения

в области ГО».

Настоящее Положение определяет основные задачи обучения населения в области ГО, а также формы обучения. В статье 2 определены основные задачи обучения:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

в) выработка умений и навыков для проведения АСДНР;

г) овладение л/с формирований приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В Постановлении определены мероприятия и участия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления по организации и осуществлению обучения населения в области ГО.

В этой части, организации:

    1. осуществляют обучение своих работников в области ГО;

    2. уточняют (с учетом особенностей деятельности организации) программы обучения в области ГО своих работников и личного состава формирований;

    3. создают, оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую УМБ.

Постановление Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г.

«О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»

Согласно Положению о подготовке населения основными задачами при подготовке населения в области защиты от ЧС являются:

а) обучение правилам поведения, основным способам защиты и действиям в ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;

б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;

г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС в зависимости от степени участия в выполнении задач ГО и РСЧС, а следовательно и требований к уровню их знаний, умений и навыков организуется и осуществляется по следующим группам:

    1. должностные лица ГО и РСЧС

(руководители ГО всех уровней, представители КЧС, председатели комиссий по устойчивости, руководители эвакоорганов, руководители служб, руководители органов управления по ГОЧС и их заместители, руководители и заместители руководителей структурных подразделений ГО, начальники и заместители начальников УМЦ и курсов ГО, начальники кафедр «БЖД»);

    1. специалисты ГО и РСЧС

(работники органов управления по ГОЧС и структурных подразделений ГО, преподаватели УМЦ по ГОЧС и курсов ГО, преподаватели курса «ОБЖ» и дисциплины «БЖД»);

    1. работники организаций, входящие в состав формирований

(руководители и личный состав);

    1. работники организаций, не входящие в состав формирований

(работающее население);

    1. население, не занятое в сфере производства и обслуживания

(неработающее население);

    1. учащиеся и студенты общего и профессионального образования (обучающиеся).

Настоящие ФЗ определяют полномочия и обязанности в области ГО, РСЧС и ПБ, каждый в своей области, федеральных органов власти, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Необходимо остановиться на рассмотрении полномочий и обязанностей организаций.

Полномочия организаций

а) в области гражданской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

б) в области пожарной безопасности

Руководители организаций имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Обязанности организаций

а) в области защиты населения и территорий от ЧС

Организации обязаны:

- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

б) в области пожарной безопасности

Руководители организации обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

- содействовать деятельности добровольных пожарных.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 28 октября 2002 года N 129-ФЗ (Российская газета, N 209-210, 02.11.2002); Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ). ___________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от ЧС природного и техногенного характера (далее - ЧС). Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, ОМСУ, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от ЧС.

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 2. Законодательство РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Законодательство РФ в области защиты населения и территорий от ЧС состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. *2)

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ). Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не регулируются.

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. *4.1) Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. *4.15)

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились ЧС. *5)

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от ЧС

Информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. *6.4) Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. *6.5)

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны (часть дополнена с 1 января 2005 г Федер. законом от 22 августа 2004 г N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию). Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом (часть дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Статья 8. Полномочия Президента РФ в области защиты населения и территорий от ЧС

Президент РФ: а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС; б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий; в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; *8.4) г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Статья 9. Полномочия Федерального Собрания РФ в области защиты населения и территорий от ЧС

Федеральное Собрание РФ: а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС; б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области; в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

Статья 10. Полномочия Правительства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС

Правительство РФ: а) издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ постановления и распоряжения в области ЗН и Т от ЧС и обеспечивает их исполнение; б) организует проведение научных исследований в области ЗН и Т от ЧС; в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС федерального характера (подпункт дополнен с 1.01.2005 г Федер. законом от 22.08.2004 г N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию); г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; д) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов (подпункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию); *10.6) е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; ж) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации; з) обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера (подпункт в редакции, введенной в действие с 1.01.2005г. Фед. законом от 22.08. 2004г. N 122-ФЗ - см. предыд. редакцию); и) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС; к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. *10.11)

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС

1. Органы государственной власти субъектов РФ: а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию); б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение (подпункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию); г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт дополнен с 1.01.2005 г Федер. законом от 22 августа 2004 г N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию); д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству РФ за оказанием помощи (подпункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию); е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт дополнен с 1.01.2005 г Федер. законом от 22.08.2004 г N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию); з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера (подпункт дополнен с 1.01.2005 г Федер. законом от 22 августа 2004 г N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию); и) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. 3. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пункт дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС

Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы (статья в редакции, введенной в действие с 1.01.2005 г. Федер. законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, - см. предыд. редакцию). *12)

Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС

1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ. 2. Федеральные органы исполнительной власти: а) по отношению к подведомственным организациям: разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций; обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения; финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях; организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности; б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли: осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от ЧС, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций; разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения. *13.2.10) 3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС. 5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС

Организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС (пункт в редакции, введенной в действие со 2.11.2002 г Федер. законом от 28.10.2002 г N 129-ФЗ, - см. предыдущую редакцию); г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; *14.5) д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации ЧС

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством РФ и со своими уставами. Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. *15.2) Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом РФ в соответствии с законодательством РФ.

Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ при ликвидации ЧС

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Статья 18. Права граждан РФ в области защиты  населения и территорий от ЧС

1. Граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзац в редакции, введенной в действие с 1.01.2005 г Федер. законом от 22.08.2004 г N 122-ФЗ,-см. пред. редакцию); на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 г Федеральным законом от 22 августа 2004 г N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию); на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 г Федер. законом от 22 августа 2004 г N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 19. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС

Граждане РФ обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 20. Подготовка населения в области защиты от ЧС

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством РФ. *20.1) Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы (пункт в редакции, введенной в действие со 2 ноября 2002 года Федеральным законом от 28 октября 2002 года N 129-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *20.3)

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут использоваться средства массовой информации.