5. Рефлексия
Это короткий этап осмысления значимости проведенной работы для каждого участника групповой работы. Через отражение прошлого («что мы делали», «что поняли», «как себя чувствовали», «что было важным для будущей профессии...») сознание вычленяет сущность происшедшего, определяет роль для последующей жизни осмысленного явления. Чаще всего рефлексия проводится с помощью методик «недописанного предложения»: «За этот час я понял, что...», или «Я не напрасно провел этот час, потому что...», или «Главным для меня было...» — или же что-то подобное, что помогает произвести оценку профессиональных обретений. Но, конечно, может быть поставлен один общий лаконичный вопрос, например: «Не напрасно ли провел я эти часы?» или «Что было главным для тебя и твоего профессионализма?» Можно на первоначальном этапе ограничиваться лишь вопросом о самочувствии: «Как ты себя чувствовал во время занятий?» А после серии занятий не исключается оценочный вариант отражения состояния или своей работы на занятиях: например, «Моя работа может быть оценена на «5».
Рефлексия завершает единичное учебное занятие, но может быть проведена как итоговое осмысление какого-то вполне определенного этапа студийной работы. Тогда она принимает форму устной или письменной рефлексии при одинаковой методике.
...Приведем примеры из материалов письменной формы рефлексии студентов по завершении всего курса педагогической технологии. Вот фрагменты из студенческих работ, посвященных осмыслению значимости курса: «...Мое главное достижение - я смогла перебороть страх перед аудиторией...»; «...Я совершил первый шаг своего профессионального практического обучения...»; «...Раскрылся мой внутренний мир, я избавилась от комплексов, я открыла в себе способность общаться...»; «Теперь я могу сказать то, что я думаю...»; «Я очень стеснительный человек и поэтому агрессивный, такие занятия стали для меня средством преодолеть и то, и другое»; «В отношениях со своими близкими я стала более терпимой, я стала открытой, доброжелательной, общительной, я понимаю самое себя» (СНОСКА: Студенты психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина, 2-ой курс 2002 года.)
Рефлексия может проводиться на уровне эмоциональном, когда студийцы сообщают о переживаниях своих в процессе учебных занятий. Но со временем преподаватель добивается аналитического уровня рефлексивной деятельности студийцев, так чтобы в анализе своего состояния и своей активности происходил анализ профессиональных обретений.
- Глава 8. Профессиональная работа педагога с группой
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 9. Профессионально-педагогическое ораторское искусство (Информативно-речевое воздействие педагога)
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 10. Ситуация «осложненного поведения» детей и профессиональное педагогическое ее разрешение
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 11. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 12. Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности
- Вопросы для углубленного осмысления
- Раздел 3. Процесс овладения педагогической технологией Глава 13. Профессиональная студия в педвузе
- 1. Пролог
- 2. Этюд
- 3. Экспликация
- 4. Практикум
- 5. Рефлексия
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 14. Профессиональные. Мастерские в школе
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 15. Индивидуальная работа педагога по овладению педагогической технологией
- Вопросы для углубленного осмысления
- Раздел 4. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности
- Глава 16. Критерий личностной готовности педагога к работе с детьми
- Глава 17. Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога
- Вопросы для углубленного осмысления
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы студента