3.7 Международное сотрудничество и развитие экспорта образовательных услуг
Главной целью в области международного сотрудничества является интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство, повышение конкурентных позиций и укрепление имиджа Мордовского государственного университета на международном рынке образовательных услуг.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
1. Укрепление и развитие долгосрочных партнерских отношений с российскими и зарубежными вузами и научно-инновационными центрами, предприятиями и организациями:
участие в совместных научных исследованиях: запланировано 60 проектов, в том числе в рамках действующих 29 договоров о сотрудничестве (Запланированы новые направления научных исследований в рамках сотрудничества: биологического факультета с Бартынским университетом (Турция), Колумбийским университетом (США), кафедры генетики биологического факультета с Лёвенским Католическим университетом (Бельгия); Института физики и химии с фирмой «KDS Tecnology & Company» (Южная Корея); медицинского института с факультетом Кардиологии Университета Павия (Италия); Историко-социологического института с Гродненским государственным университетом им. Янки Купалы, Институтом исследований России при Цзилинском и Шанхайском университетах (Китай); географического факультета с университетами г. Хельсинки и г. Турку; светотехнического факультета с фирмой Thermia (Германия);
разработка и осуществление совместных образовательных программ (обмен студентами, бакалаврами, магистрантами, аспирантами, преподавателями); запланировано 34 совместных программы на основе действующих договоров о сотрудничестве, а также в рамках сотрудничества филологического факультета с Центром академической мобильности СIMO при Министерстве образования Финляндии (Хельсинский, Туркуский университеты, университет г. Тампере) и Таллинским университетом (Эстония), в рамках сотрудничества факультета иностранных языков с Colgate University, шт. Нью-Йорк и Колледжем г. Чарльстона, шт. Южная Каролина (США), биологического факультета совместно с Лёвенским Католическим университетом (Бельгия);
разработка программ двойных дипломов по направлению бакалавриата «Менеджмент» совместно с Университетом АВАНС (Нидерланды);
организация и проведение совместных научных конференций, семинаров: запланировано 79 мероприятий;
участие в совместных публикациях: запланировано 168 публикаций по результатам проведенных научных исследований в рамках существующих и новых договоров о сотрудничестве. Институтом национальной культуры запланировано совместно с Дюссельдорфским университетом им. Г. Гейне издание журнала «Город-Мир-Планета», на факультете иностранных языков – публикации через посредничество Центра немецкой культуры им. Гёте и в сотрудничестве с обществом Германо-Российской дружбы г. Эссен (Германия);
поиск новых партнеров для сотрудничества в рамках приоритетных направлений развития науки, технологии и техники в университете: запланировано заключение 41 договора о сотрудничестве, в том числе: с Дюссельдорфским университетом им. Г. Гейне (Германия), Дрезденским политехническим университетом (Германия), Университетом Чонбук (Южная Корея), Католическим университетом г. Пилишчаба (Венгрия), Варминско-Мазурским университетом (Польша), Новисадским университетом (Сербия), Лёвенским Католическим университетом (Бельгия), Архитектурно-строительным институтом Монгольского государственного университета науки и технологии г. Улан-Батор (Монголия), Институтом НИПТИС им. С. С. Атаева г. Минск (Беларусь), Институт гидробиологии НАН Украины, Университет г. Бургас (Болгария), Белорусский государственный университет г. Минск (Беларусь) и др.
2. Активизация участия профессорско-преподавательского состава, администрации, аспирантов, студентов в международных программах академической мобильности и грантовой деятельности:
в рамках грантовой деятельности запланировано подать 79 заявок в основные грантодающие организации: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Министерство образования и науки РФ, Fullbright (США), программы Евросоюза (Tempus Tasis), программа DAAD (Германия), Irex (США), Британский Совет (Великобритания), Фонд Смита (Великобритания), а также Посольства США, Франции, Канады, Германии;
приглашение зарубежных лекторов для чтения лекций: запланировано привлечь 50 человек на основе действующих договоров о сотрудничестве, а также в рамках взаимодействия филологического факультета с Центром академической мобильности СIMO при Министерстве образования Финляндии (Хельсинский, Туркуский университеты, университет г. Тампере), Новисадским университетом (Сербия); факультета иностранных языков с Посольством США, Франции, Испании; светотехнического факультета с университетом г. Бургас, каф. электротехники (Болгария); географического факультета с Национальной академией руководящих кадров культуры и искусств Министерства культуры Украины, Университетом Мартина-Лютера (Германия), Киевским эколого-культурным центром (Украина), Белорусским государственным университетом, Центром экологических исследований Польской Академии наук;
повышение академической мобильности преподавателей, аспирантов, студентов (чтение лекций, участие в выставках, конференциях, семинарах, стажировки, повышение квалификации): запланировано 134 выезда за рубеж, в том числе на основе сотрудничества с Центром академической мобильности СIMO при Министерстве образования Финляндии (Хельсинский, Туркуский университеты, университет г. Тампере), Центром немецкой культуры им. Гёте (Германия), Посольствами США, Франции, Университетом Мартина-Лютера (Германия), Сорбонский университет (Франция); организация учебно-производственной практики студентов по программам Болгарского Центра «Перспектива», при поддержке туроператоров "ТЭЗ-ТУР" и "ПЕГАС" (г. Москва) – производственная практика студентов в Турции, Греции, Болгарии, программам ЛОГО и Сельскохозяйственной академии DEULA-Nienburg (Германия), CCUSA (США), ознакомительные поездки студенческих групп в университеты Нидерландов через Голландско-Российский фонд (Нидерланды);
включение научных групп университета в совместные международные проекты (консорциумы вузов): запланировано участие в 19 консорциумах в рамках действующих и новых договоров о сотрудничестве;
осуществление языковой подготовки студентов, профессорско-преподавательского состава и администрации к программам академической мобильности, развитие направлений учебного туризма (запланировано обучение 206 человек).
3. Дальнейшее развитие и расширение экспорта образовательных услуг:
разработка портфеля индивидуальных образовательных и научно-исследовательских программ и краткосрочных курсов, ориентированных на зарубежных студентов, аспирантов и преподавателей: запланировано 28 образовательных программ;
формирование системы привлечения в университет иностранных граждан для обучения и стажировок: проведение постоянного мониторинга адаптационно-психологических проблем жизни и обучения иностранных учащихся; участие в международных рекламных выставках, ярмарках, каталогах образовательных услуг (31 мероприятие); разработка иноязычных презентационных материалов и развитие Интернет-ресурсов (23 презентационных материала);
увеличение годового контингента иностранных обучающихся в 1,5 раза: с 300 в 2010 г. до 450 в 2015 г.;
ежегодный прием иностранных граждан (около 40 человек);
4. Укрепление и расширение образовательных и научных связей в рамках приоритетного направления «Энергосбережение и новые материалы»:
разработка и осуществление совместных проектов (9 проектов), в том числе осуществление совместного проекта архитектурно-строительного факультета с Монгольским государственным университетом науки и технологии г. Улан Батор (Монголия), совместный проект биологического факультета с Литовским институтом садоводства и овощеводства (Литва) «Получение биокомпозиционных материалов на основе биологических связующих», совместные исследования Института физики и химии с фирмой «KDS Tecnology & Company» (Южная Корея).
5.Укрепление и расширение образовательных, научных и культурных связей в рамках приоритетного направления «Финно-угроведение»:
дальнейшее развитие деятельности Венгерского центра: сотрудничество с Посольством Венгрии в РФ, проведение совместных ежегодных мероприятий;
разработка международной магистерской программы «Культурное наследие финно-угорских народов Российской Федерации» (Приложение 15).
- 2. Миссия, стратегическая цель и приоритетные направления развития мордовского государственного университета
- 3. Мероприятия программы
- 3.1 Модернизация образовательной деятельности
- 3.1.1 Развитие основной образовательной деятельности
- 3.1.2 Повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников университета
- 3.1.3. Развитие системы дополнительного образования
- 3.1.4 Развитие системы довузовской подготовки
- 3.1.5 Развитие центра по работе с инновационными образовательными учреждениями
- 3.2 Развитие научной и инновационной деятельности
- 3.2.1 Развитие интеллектуального потенциала и научно-исследовательской деятельности университета
- 3.2.2 Инновационное развитие и формирование инновационной инфраструктуры университета
- 3.3. Направления и приоритеты развития гуманитарной деятельности
- 3.4 Модернизация материально-технической базы университета
- 3.5 Развитие современных информационных технологий
- 3.6 Развитие делового партнерства с вузами российской федерации
- 3.7 Международное сотрудничество и развитие экспорта образовательных услуг
- 3.9 Формирование современной системы управления университетом
- 4. Финансовое обеспечение программных мероприятий
- 5. Управление реализацией программы и ожидаемые результаты