9 Классы (максимальная оценка - 60 баллов)
Задание № 1
Вводная: При преодолении реки у группы туристов рюкзак с костровым хозяйством намок. Спички для разведения костра стали непригодными.
Задание: Разведите костер без использования спичек и бумаги.
Оборудование: медицинская аптечка (глицерин, перманганат калия, стерильный бинт, йод и т.д.), ступка, стекло.
Условия: контрольное время – 1 мин.
Алгоритм выполнения задачи:
При отсутствии спичек огонь можно развести, используя глицерин и перманганат калия.
-
Приготовить ступку и стекло;
-
Насыпать горочкой перманганат калия в ступку;
-
Добавить 3-4 капли глицерина в ступку с перманганатом калия;
-
Произойдет возгорание.
-
В целях пожарной безопасности ступку накрыть стеклом.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 30 баллов, при этом, если огонь не разведен, оценка не выставляется.
Задание № 2
Определите высоту объекта (по указанию члена жюри) любым способом.
Условия:
-
объект для определения его высоты определяется председателем жюри секции;
-
контрольное время – 5 минут.
Алгоритм выполнения задачи:
Один из способов определения – длина палки относится к длине своей тени, как длина объекта, к своей.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, при этом:
-
за каждые 0,25 м ошибки снимается – 1 балл;
-
за превышении контрольного времени до 1 минуты снимается – 2 балла, более 1 минуты – 3 балла.
Задание № 3
Соберите 4 макета костров: шалаш, колодец, звездный, таежный.
Условия:
-
организаторами заранее готовят бруски, имитирующие бревна, длиной не менее 50 см. и карандаши длиной 5-20 см.;
-
контрольное время – 5 минут.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом:
-
за каждый правильно выложенный макет костра выставляется - 5 баллов.
-
за превышении контрольного времени до 1 минуты снимается – 2 балла, более 1 минуты – 3 балла.
Задания третьей секции «Действия в чрезвычайных ситуациях» в средней возрастной группе 9 классы (максимальная оценка - 60 баллов)
Задание № 1
Применение макета огнетушителя ОП-5 (без выпуска огнетушащего вещества).
Оборудование:
-
рекомендуемое место проведения – спортивный зал. Минимальная требуемая площадь проведения этапа по двум дорожкам (направления) одновременно – 5х25м (ширина одной условной дорожки – 2м., расстояние между дорожками 1м.);
-
огнетушителя ОП-5 с чекой, шлангом для подачи порошка. (2-5);
-
секундомеры (2-5).
Условие: контрольное время – 30 секунд.
Алгоритм выполнения задачи:
-
Участник находится на линии «старт».
-
По сигналу судьи «Старт» пробегает 2,5 м., берет на этой линии огнетушитель ОП-5, переносит его к условному очагу пожара (еще 2.5м.);
-
Выполняет действия по приведению огнетушителя в боевое состояние (поставить на пол, выдернуть чеку, освободить шланг, поднять огнетушитель) и имитирует тушение очага пожара (нажать на рукоятку пуска порошка, направить в течение 1-3 сек. шланг на очаг пожара, поставить огнетушитель на пол).
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом:
-
за каждую совершённую ошибку (не выдернул чеку у огнетушителя, не освободил шланг огнетушителя) снимается по 5 баллов;
-
за превышение контрольного времени снимается – 5 баллов.
Задание № 2
Практическое использование пожарного крана (без подачи воды).
Оборудование:
-
рекомендуемое место проведения – спортивный зал. Минимальная требуемая площадь проведения этапа по двум дорожкам (направления) одновременно – 5х25м (ширина одной условной дорожки – 2м., расстояние между дорожками 1м.);
-
макет пожарного шкафа на стойке, полностью соответствующий реальному (с дверцей, пломбой (ключом), пожарным краном, пожарным стволом и рукавом и т. д.) – по количеству направлений (2-5);
-
секундомеры (2-5).
Условие:
-
контрольное время – 30 секунд.
-
пожарный рукав не подсоединен к крану, пожарный ствол не подсоединен к пожарному рукаву.
Алгоритм выполнения задачи:
-
Участник стоит в 5 м. от макета пожарного крана.
-
По сигналу судьи «Старт» подбегает к макету пожарного шкафа.
-
Берет ключ, открывает дверцу, подсоединяет рукав к крану и стволу (отличие от реального, где рукав и ствол уже подсоединены – для получения практики их подсоединения), открывает кран (на три оборота), прокладывает рукавную линию (раскатывает рукав) до финиша, финиширует со стволом.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом:
-
за каждую совершённую ошибку (не выдернул чеку у огнетушителя, не освободил шланг огнетушителя, не присоединил ствол или рукав, не открыл кран) снимается по 5 баллов;
-
за превышение контрольного времени снимается – 5 баллов.
Задание № 3
Действия в чрезвычайной ситуации в районе аварии с утечкой аварийно-химических опасных веществ.
Оборудование:
-
рекомендуемое место проведения – спортивный зал. Минимальная требуемая площадь проведения этапа по двум (трем) дорожкам (направления) одновременно – 5х25м (ширина одной условной дорожки – 2м., расстояние между дорожками 1м.);
-
гражданские противогазы ГП-5 или ГП-7 в необходимом количестве;
-
общевойсковой защитный костюм ОЗК в необходимом количестве;
-
секундомеры (2-5).
Условие: контрольное время и преодолеваемое расстояние зоны химического заражения определяется региональной предметно-методической комиссией в зависимости от условий и места проведения практического тура.
Алгоритм выполнения задачи:
-
находясь на исходном рубеже «старт», по команде члена жюри «Одеть средства индивидуальной защиты» участник одевает средства защиты кожи (ОЗК) и гражданский фильтрующий противогаз (ГП-5 или ГП-7);
-
по указанию члена жюри о направлении ветра и по команде «Преодолеть зону химического заражения», участник бегом преодолевает зону заражения и бежит к финишу (не менее 20 м.).
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом:
-
за каждую совершённую ошибку (при надевании противогаза открыты глаза; при надевании противогаза не задержано дыхание; после надевания противогаза не сделан резкий выдох; перекос шлем-маски противогаза; нарушена последовательность одевания ОЗК; неправильный выбор направления выхода из зоны заражения) снимается по 2 балла;
-
за превышение контрольного времени снимается – 5 баллов.
Задания четвертой секции «Основы военной службы» в старшей возрастной группе 10 - 11 классы (максимальная оценка - 60 баллов)
Задание № 1
Неполная разборка модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74)
Оборудование: стол для разборки модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74), модель массогабаритная автомата (АКМ, АК-74)
Условие: контрольное время – 20 секунд
Алгоритм выполнения задачи:
-
Отделить магазин – удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин; нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его.
Ошибки: контрольный спуск произведён до отделения магазина.
-
Произвести контрольный спуск – опустить переводчик вниз, отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.
Ошибки: досыл затворной рамы рукой; не произведён осмотр патронника.
-
Вынуть пенал с принадлежностью – утопить пальцем правой руки крышку гнезда приклада так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку, выколотку и шпильку.
Ошибки: не извлечение принадлежности.
-
Отделить шомпол – оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки, и вытянуть шомпол вверх.
-
Отделить возвратный механизм – удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой рукой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.
-
Отделить затворную раму с затвором – продолжая удерживать автомат левой рукой, правой рукой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с затвором и отделить от ствольной коробки.
-
Отделить затвор от затворной рамы – взять затворную раму в левую руку затвором кверху; правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.
Ошибки: не отделён затвор от затворной рамы.
-
Отделить газовую трубку со ствольной накладкой – удерживая автомат левой рукой, правой рукой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой камеры.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом:
-
за каждую совершённую ошибку (изложены в алгоритме выполнения задания) снимается по 5 баллов;
-
за превышение контрольного времени снимается – 5 баллов.
Задание № 2
Сборка модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74) автомата после неполной разборки.
Оборудование: стол для сборки модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74), модель массогабаритная автомата (АКМ, АК-74)
Условие: контрольное время – 30 секунд
Алгоритм выполнения задачи:
-
Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой.
-
Присоединить затвор к затворной раме.
-
Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке.
-
Присоединить возвратный механизм.
-
Присоединить крышку ствольной коробки.
-
Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.
-
Присоединить шомпол.
-
Вложить пенал в гнездо приклада.
-
Присоединить магазин к автомату.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом:
-
за каждую совершённую ошибку (при выполнении п.6, не спущен курок; автомат не поставлен на предохранитель; прочие нарушения порядка неполной разборки и сборки) снимается по 4 балла;
-
за превышение контрольного времени снимается – 5 баллов.
Задание № 3
Стрельба по мишени из пневматического оружия из положения «лежа».
Оборудование: пневматическое оружие (пневматическое ружье или пневматический пистолет), мишени.
Условие: вид пневматического оружия, вид и номер мишени, а также контрольное время определяется решением оргкомитета регионального этапа олимпиады и региональной предметно-методической комиссией.
Алгоритм выполнения задачи: Перед подходом к линии огня с участником проводится инструктаж о правилах проведения стрельбы из пневматического оружия. Участник подходит на линию огня в 10 м. от мишени, где ему выдается 13 пуль. По команде члена жюри, участник сначала производит 3 (три) пробных выстрела, а затем 10 (десять) зачетных по мишени. По окончании стрельбы, участник докладывает об окончании стрельбы и после проверки пневматического оружия членом жюри, по его команде покидает линию огня.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов.
Подсчет баллов осуществляется путем умножения количества выбитых очков на коэффициент 0,2
Например, участник выбил 80 очков. Это количество очков умножается на 0,2 (80х0,2= 16) и получаем окончательный результат – 16 баллов.
- Подготовка методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по обж
- 2. Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий теоретического тура
- Е) в заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени основного общего образования должны быть представлены следующие тематические направления:
- Ж) в заданиях теоретического тура для обучаемых на ступени среднего (полного) общего образования должны быть представлены следующие тематические направления:
- 3. Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий практического тура
- Б) в заданиях должны быть представлены следующие тематические линии:
- 4. Использование учебной литературы и Интернет-ресурсов при подготовке школьников к Олимпиаде
- Примерный вариант текста информации об аварии на химическом объекте
- Инструкция для эвакуируемого населения по правилам безопасного поведения при движении на зараженной местности
- Факторы риска внешней среды
- Задание 7. Основываясь на знаниях в области основ обороны государства и воинской обязанности, Вам предлагается ответить на следующие блоки вопросов:
- 2. Какие воинские звания на флоте соответствуют указанным армейским, в Вооруженных Силах Российской Федерации:
- 3. Перечислите не менее 5 воинских ритуалов
- Примеры олимпиадных заданий секции тестирования и методики оценивания результатов на региональном этапе олимпиады
- Задания второй секции «Полоса выживания» в средней возрастной группе
- 9 Классы (максимальная оценка - 60 баллов)