logo search
~оф_Этика_Планы_семин_Метод_рек

Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел

Семинар – 4 часа

Цель занятия: Практически освоить нравственную основу организации и функционирования служебного коллектива, влияние нравственно-психологического климата на эффективность оперативно-служебной деятельности коллектива, и моральный облик сотрудников, роль руководителя коллектива в организации нравственных отношений в коллективе.

П Л А Н

  1. Понятие служебного коллектива сотрудников ОВД, морально-этические требования, предъявляемые к их деятельности.

  2. Проблемы управления нравственными отношениями в служебном коллективе сотрудников ОВД.

Темы докладов

  1. Нравственные начала служебных отношений и деловой активности в коллективе.

  2. Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива, и механизм его формирования

  3. Руководитель служебного коллектива.

  4. Влияние моральной среды на служебную деятельность и сплоченность коллектива..

Основная литература

Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД. М.: Издательство Издательство «Щит-М», 2009.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М.: Московский университет МВД, 2008.

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. - М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /(В.Я.Кикоть и др.); под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011.

Дополнительная литература

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. -М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: Научно-практическое издание. / Под ред. генерал-лейтенанта милиции Н.В.Румянцева и профессора С.С.Пылёва.- М.: Издательство «Щит-М»; 2009.

Традиции и новации духовно-нравственного и патриотического воспитания современной российской молодёжи: материалы научно-практической конференции. / Под ред. проф. В.И.Чернышова.- Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011.

Методические рекомендации

В первом вопросе следует уяснить, что служебные коллективы ОВД являются разновидностью различных государственных и общественных коллективов и воспроизводят все основные черты общества. Вместе с тем каждый такой коллектив в силу специфики выполняемой им основной функции должен обладать высокой общей и профессиональной культурой, высокой организованностью и компетентностью.

В служебных коллективах взаимоотношения во многом зависят не только от поставленных перед ними целей и решения оперативно-служебных задач, но и от традиций, ритуалов, стиля управления коллективом и других морально-этических характеристик, создающих определенный нравственно-психологический климат в коллективе.

Важно усвоить, что каждому члену служебного коллектива должен быть присущ определенный комплекс нравственных и психолого-педагогических качеств, на базе которых служебный коллектив формируется как коллектив единомышленников, ориентированных на максимально результативное исполнение служебного долга.

Анализ учебного материала желательно начать с межличностных отношений, складывающихся в служебных коллективах. Участники семинара должны четко запомнить, что хотя деятельность служебного коллектива определяется правовыми основаниями (законами государства, указами, уставами, приказами и т.п.), не в меньшей мере эти отношения определяются психолого-педагогическими факторами, уровнем нравственно-психологической комфортности службы в данном коллективе.

Далее важно обратить внимание на сущность профессионально-нравственного потенциала служебного коллектива, являющегося показателем уровня нравственной культуры коллектива, его моральной устойчивости против негативных социальных и психологических факторов, а также в экстремальной ситуации. Необходимо подробно рассмотреть элементы морально-психологического климата служебного коллектива (коллективное мнение, коллективное настроение, традиции, ритуалы и др.) и механизм его формирования.

Второй вопрос. Целесообразно начать с объективных и субъективных предпосылок управляемости служебного коллектива. Показать, что включает управление моральной стороной жизни служебного коллектива (авторитет моральных норм и авторитет руководителя, общественное мнение и морально-психологический климат коллектива, нравственное воспитание личного состава, традиции коллектива и т.д.) Раскрыть, как осуществляется управление нравственной жизнью коллектива со стороны официальных руководителей и неформальных лидеров, общественных формирований (Советы ветеранов, наставников, отличников милиции, классных специалистов и др.).

Целесообразно уяснить основные объективные и субъективные причины моральных конфликтов. Раскрыть, в чем своеобразие конфликтов, (а) между начальником и подчиненным, (б) между коллегами, (в) конфликт с самим собой, (г) конфликт между личностью и коллективом. Каковы способы разрешения моральных конфликтов? Какова функциональная роль морального конфликта.

Участники семинара должны сделать для себя четкий вывод: все рассмотренные здесь элементы в своей совокупности - это условие моральной надежности кадров, степени их готовности противостоять преступности, коррупции, профессионально-нравственной деформации, а также способности сотрудников успешно преодолевать трудности полицейской службы, бескомпромиссно выполнять требования служебного долга.