Часть третья. Пограничные вопросы дефектологии. Развитие трудного ребенка и его изучение. Определение и классификация.
1. В группе детей, поведение и развитие которых уклоняется от нормы и которые потому выделяются в отношении воспитания из общей детской массы, т. е. в группе трудных детей в широком смысле слова, следует различать два основных типа: 1) тип ребенка, отклоняющегося в поведении от нормы вследствие какого-либо органического дефекта (физически дефективные дети-слепые, глухие" слепоглухонемые, калеки и т. д.; умственно отсталые или слабоумные вследствие органического недостатка); 2) тип ребенка, уклоняющегося в поведении от нормы вследствие функционального нарушения (трудные дети в узком и собственном смысле слова-правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты).
Третий тип исключительного в воспитательном отношении ребенка составляют дети, одаренные выше нормы (талантливые), выделение которых из общей детской массы является недавней, но серьезной проблемой. Существуют переходные формы между так называемым нормальным (массовым, средним) и трудновоспитуемым ребенком всех типов; существуют комбинированные, или смешанные, формы трудновоспитуемости.
2. Отбор трудных и умственно отсталых детей должен, как правило, производиться в самом процессе воспитания и обучения. Кроме совершенно явных случаев грубых органических нарушений (слепота, идиотия, глубокие формы имбецильности и т. д.) у детей, не по падающих в общую школу, из числа учащихся, попавших в нее, следует выделять в течение самого педагогического процесса отдельных детей, требующих специального изучения. Возможно и нужно в качестве ориентировочных средств пользоваться традиционными методическими приемами (шкала Бине-Симона и др.), но было бы опасно ставить педологический диагноз на основе подобных исследований. Эти приемы лишь выделяют детей для особого изучения, методика которого намечена в дальнейшем.
3. Распределение детей, выделенных из общей массы, должно производиться на основе различения органических и функциональных форм. Умственно отсталых детей при настоящем состоянии вопроса правильно было бы распределять по трем классам (дебильность, имбецильность, идиотия). Принципом распределения отобранных детей должно быть распределение по типам развития и поведения, по общим и целостным признакам личности ребенка, а не по отдельным симптомам и дефектам.
- Л. С. Выготский. Основы дефектологии.
- Часть первая. Общие вопросы дефектологии. Основные проблемы дефектологии. Введение. Основные проблемы современной дефектологии.
- Глава первая. Дефект и компенсация.
- Глава вторая. Принципы воспитания физически дефективных детей.
- Глава третья. К психологии и педагогике детской дефективности.
- Часть вторая. Специальные вопросы дефектологии. Слепой ребенок.
- Принципы социального воспитания глухонемых детей.
- К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка.
- Трудное детство.
- Moral insanity1.
- К вопросу о динамике детского характера.
- Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка.
- Часть третья. Пограничные вопросы дефектологии. Развитие трудного ребенка и его изучение. Определение и классификация.
- Умственно отсталые дети
- Трудновоспитуемые дети
- Одаренные дети
- Смешанные и переходные формы
- Организационные вопросы
- Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми.
- Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства.
- Коллектив как фактор развития дефективного ребенка.
- Коммунистическая педагогика — педагогика коллектива.
- Предисловие к книге е.К. Грачевой.
- Проблема умственной отсталости.
- Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства.
- Из выступлений, докладов и т.Д. Опытная проверка новых методов обучения глухонемых детей речи. Тезисы
- Методы изучения умственно отсталого ребенка. Тезисы к докладу
- Аномалии культурного развития ребенка
- Из статьи "Итоги съезда".
- К вопросу о длительности детства умственно отсталого ребенка.
- К вопросу о речевом развитии и воспитании глухонемого ребенка. Тезисы доклада
- Культурное развитие аномального и трудновоспитуемого ребенка. Тезисы доклада
- Прения по докладу п. Д. Мерненко
- Прения по докладу п. О. Эфрусси
- Прения по докладу а. М. Щербины
- Послесловие.
- Литература.