Методика изучения курса «окружающий мир» в начальных классах
Специальность: 050100.62 Педагогическое образование
профиль: начальное образование
очная форма обучения
Составитель:
Шишова А.В.
доцент
Череповец, 2014 – 15 уч. год
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины (электронный вариант каб 715, 720)
Выписка из рабочей программы
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
усвоение будущими учителями и практическое апробирование методических основ работы с материалом естественнонаучной и обществоведческой направленности; подготовка учителя к реализации задачи экологического образования учащихся в процессе изучения окружающего мира.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Методика изучения курса «Окружающий мир» в начальных классах» относится к профессиональному циклу, вариативной части. Дисциплина осваивается в 4, 5, 6 семестрах.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
- готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- историю развития методики преподавания курса «Окружающий мир»;
- предмет, объект, задачи и методы исследования, применяемые в методике;
- место курса в системе начального образования, его воспитательные, развивающие задачи;
- основные принципы отбора материала естественнонаучной, обществоведческой направленности;
- пути формирования у младших школьников первоначальной системы знаний об окружающем мире;
- классификацию приемов, методов изучения окружающего мира; особенности словесных, наглядных, практических методов в преподавании курса «Окружающий мир»;
- специфику организационных форм обучения, типология уроков и их структура; методику проведения различных типов уроков и экскурсий в природу, внеурочных и внеклассных занятий по изучению окружающего мира;
- характеристику и методику использования разнообразных средств обучения;
основные тематические блоки, особенности подходов, приемов, принципов отбора материала в традиционных и альтернативных курсах;
цели, содержание, формы, методы и средства экологического образования младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Уметь
- ориентироваться в многообразии современных программ курса «Окружающий мир»;
- определять системы представлений и понятий по программе курса, раздела, темы, определенного урока «Окружающего мира»; формулировать их образовательные, развивающие и воспитательные задачи;
отбирать и логически выстраивать материал, руководствуясь индивидуальными особенностями класса;
определять типологию, структуру, методы, методические приемы обучения, наиболее уместную форму организации работы с учетом возрастных психолого-педагогических, физиологических возможностей детей и в опоре на знания современных программ;
- составлять тематические и поурочные планы уроков по курсу «Окружающий мир»;
- организовывать наблюдения учащихся за природными и социальными объектами и явлениями, при проведении опытной работы, использовать результаты наблюдений в учебном процессе;
- определять возможности образовательной среды и использовать их в процессе изучения окружающего мира в начальной школе;
- применять готовые и изготавливать собственные средства обучения;
- проводить опыты, практические работы в курсе «Окружающий мир»;
- организовывать и проводить с младшими школьниками различные виды внеурочной, внеклассной работы, в том числе экологической направленности;
- обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе изучения окружающего мира.
Владеть
навыками анализа программ курса «Окружающий мир» в начальной школе, анализа учебников и методических пособий для начальной школы.
Содержание разделов дисциплины
- Методика изучения курса «окружающий мир» в начальных классах
- 1. Теоретические основы методики преподавания курса «Окружающий мир»
- II. Методика экологического образования обучающихся в процессе изучения курса «Окружающий мир»
- 6 Семестр Практическое занятие №1 Тема: Дифференцированный отбор учебного материала экологического содержания
- Практическое занятие №2 Тема: Методика формирования экологических знаний и умений у младших школьников
- Практическое занятие №3 Тема: Формирование эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру у младших школьников
- Практическое занятие №4 Тема: Диагностика сформированности экологической культуры у младших школьников
- Примерная тематика курсовых работ