logo search
Тестовые вопросы

Предметное тестирование для преподавателей теории музыки

(сольфеджио, музыкальная грамота)

1.Кто из композиторов занимался практикой темперации?

а) Г.Гендель

б) И.Бах +

в) Й.Гайдн

2.Выберите из перечисленных смешанный размер:

а) 5/8 +

б) 4/8

в) 3/8

3.Трёхзвучие квартовой структуры называется:

а) квартсекстаккорд

б) квартсептаккорд +

в) терцквартаккорд

4.Что такое имитация?

а) подражание (повторение) +

б) вариация

в) секвенция

5. Какой септаккорд относится к главным?

а) IV7

б) V7 +

в) III7

6. Какой оборот относится к автентическим?

а) D6/5 Т +

б) II7 Т

в) D7 S6

7. Указать родственную тональность к А-dur:

а) D-dur +

б) Des-dur

в) Dis-dur

8. Найти энгармоническое равенство характерных и простых интервалов:

а) ув.2=б.3

б) ум.7=б6 +

в) ум.4=м3

9. Какой вид письма соответствует полифонии?

а) монодический

б) гармонический

в) имитационный +

10. Альтерация, способствующая обострению тяготения в устойчивые ступени, называется:

а) ладовой +

б) модуляционной

в) фигурационной

11. Каденция – это:

а) один аккорд

б) один гармонический оборот +

в) одно предложение

12. Указать аккорд в объёме м.6:

а) М.маж.6/5 +

б) М.мин.6/5

в) М.ум.6/5

13. Какой ансамбль имеет 10 участников?

а) октет

б) нонет

в) децимет +

14. Каким интервалом измеряется шаг секвенции?

а) мелодическим +

б) гармоническим

в) характерным

15. Найти ошибку в разрешении D7:

а) D7 T

б) D7 T6 +

в) D7 VI

16. Тактовый размер 6/8 является:

а) простым

б) сложным +

в) переменным

17. Диссонирующий интервал – это:

а) м.10

б) ч.12

в) б.14 +

18. Как называются тональности с одинаковой III ступенью?

а) одноименными

б) параллельными

в) однотерцовыми +

19. Какая каденция ассоциируется с вопросом?

а) прерванная

б) половинная +

в) несовершенная

20. При обращении какого аккорда тоновая величина сохраняется?

а) Ум.5/3

б) Б.5/3

в) Ув.5/3 +

21. Секвенция – это:

а) перестановка голосов

б) перемещение мотива на другую высоту +

в) проведение мотива по разным голосам

22. Хроматическая гамма имеет строение:

а) по полутонам +

б) по целым тонам

в) по принципу «тон-полутон»

23. Назвать старинный лад народной музыки с целотонным тетрахордом в основе:

а) локрийский

б) миксолидийский

в) лидийский +

24. Указать функциональную схему, выражающую вопросо-ответное гармоническое строение периода:

а) T-D T-D

б) T-T D-T

в) T-D D-T +

25.Какого ключа не существует:

а) ключ «соль»

б) ключ «ля» +

в) ключ «фа»

26. Что из нижеперечисленного относится к произвольному делению

длительностей:

а) пунктирный ритм

б) триоль +

в) синкопа

27.Назовите аккорд, состоящий из б.3 + м.3 + м3:

а) малый мажорный септаккорд +

б) уменьшённый септаккорд

в) большой мажорный септаккорд

28.Тритон – это:

а) ум.7

б) ув.4 +

в) ум.4

29.Какому интервальному составу соответствует Ум.VII7:

а) б.3 + м.3 + м.3

б) м.3 + м.3 + м.3 +

в) м.3 + м.3 + б.3

30.Укажите на характерное отличие гармонического минора:

а) понижение VI ступени

б) повышение VI и VII ступеней

в) повышение VII ступени +

31.Что такое обращение интервала или аккорда:

а) переход неустойчивых звуков в устойчивые

б) построение от заданного звука

в) перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на

октаву вниз +

32.Выберите обращение септаккорда:

а) квинтсекстаккорд +

б) квартсекстаккорд

в) секстаккорд

33.Одноимённые тональности имеют:

а) одинаковые знаки

б) одинаковую тонику +

в) одинаковые звукоряды

34.Мордент и форшлаг относятся к группе:

а) мелизмов +

б) средневековых ладов

в) динамических оттенков

35. Какое из требований к уроку сольфеджио является специальным?

а) развитие музыкального слуха +

б) доступность

в) последовательность

36.Конечной целью музыкального диктанта по сольфеджио является:

а) запись на слух музыкальных примеров

б) чистописание

в) совершенствование природных музыкальных данных +

37.Целью слухового анализа на уроке сольфеджио является:

а) развитие навыка осознания различных элементов музыкального языка +

б) развитие навыка игры на инструменте

в) развитие навыка дирижирования

38.Задачей курса теории музыки является:

а) развитие навыка пения

б) обучение игре на фортепиано

в) изучение нотной грамоты +

39.Целью сольфеджирования является:

а) приобретение навыка пения по нотам +

б) приобретение навыка записи нот

в) приобретение навыка чтения нот

40.Умение скоординировать взаимодействие музыкального слуха, ритма и

памяти требуется:

а) при изучении нотного письма на уроке музыкальной грамоты

б) при записи диктанта на уроке сольфеджио +

в) при изучении биографии композитора на уроке музыкальной

литературы

41.Составляющий компонент мелодического музыкального слуха:

а) ладовый слух +

б) чувство ансамбля

в) гармонический слух

42.Средством музыкальной выразительности, выражающим временную

сторону музыки, является:

а) гармония

б) метроритм +

в) фактура

43.Какая форма работы по сольфеджио предполагает развитие творческих

навыков?

а) диктант

б) анализ на слух

в) сочинение мелодий +

44.В какой форме работы по сольфеджио закрепляются практически все

приобретённые знания и умения?

а) чтение с листа

б) диктант +

в) письменные упражнения

45.На развитие какого компонента музыкального слуха направлена работа

над двухголосием?

а) чувство метроритма

б) гармонический слух +

в) тембровый слух

46.Какой вид диктанта связан с проверкой приобретённых умений и

навыков?

а) контрольный +

б) показательный

в) устный

47.Какая разновидность музыкального слуха предполагает умение

слышать отдельные звуки и созвучия без настройки?

а) относительный слух

б) абсолютный слух +

в) мелодический слух

48.К какой группе методов обучения относится выполнение учащимися

письменных заданий?

а) словесные

б) наглядные

в) практические +

49. Какая из форм работы по сольфеджио способствует развитию

гармонического слуха?

а) одноголосный музыкальный диктант

б) определение на слух аккордовых последовательностей +

в) сольфеджирование одноголосных примеров

50. Ритмика – вид музыкальной деятельности, где содержание музыки

передаётся:

а) в движениях +

б) во взаимосвязи между устойчивыми и неустойчивыми звуками

в) в воспроизведении мелодии голосом по слуху

Предметное тестирование «Теория музыки»

(музыкальная литература)

1.Кто из названных композиторов является представителем

импрессионизма:

а) К. Дебюсси +

б) Ф. Шопен

в) Д. Верди

2.Какой жанр в эпоху барокко играл роль вступления к фуге:

а) прелюдия +

б) куранта

в) кантата

3.Кто из названных композиторов является представителем романтизма:

а) К. Дебюсси

б) Ф.Шопен +

в) Г. Гендель

4.По чьей пьесе написано либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»:

а) У.Шекспир

б) Г. Ибсен

в) П. Бомарше +

5.Какой тип симфонизма развивается в творчестве Моцарта:

а) народно-жанровый

б) лирико-драматический +

в) конфликтно-диалогический

6.В творчестве какого композитора сложился классический вид сонатно-

симфонического цикла:

а) Г. Малер

б) Й. Гайдн +

в) М. Равель

7.В каком жанре проявились высшие творческие достижения Генделя:

а) симфония

б) романс

в) оратория +

8.К какой художественной эпохе относится творчество Баха и Генделя:

а) барокко +

б) классицизм

в) романтиз

9.В каком из названных жанров ведущую роль играет хор:

а) увертюра

б) оратория +

в) балет

10.Польский танец в духе торжественного шествия:

а) вальс

б) мазурка

в) полонез +

11.В каком разделе сонатного allegro преобладает развитие:

а) экспозиция

б) разработка +

в) реприза\

12.Кто из венских классиков создал симфонии «Сюрприз», «Часы», «Утро»,

«Прощальная»:

а) Й.Гайдн +

б) В.Моцарт

в) Л.Бетховен

13.Персонажем какой оперы является Керубино:

а) «Дон Жуан»

б) «Волшебная флейта»

в) «Свадьба Фигаро» +

14.Каким приёмом начинается симфония №103 Й.Гайдна:

а) тремоло литавр +

б) пиццикато струнных

в) «золотой ход» валторн

15.Основатель польской композиторской школы:

а) Ф.Шопен +

б) Э.Григ

в) А.Дворжак

16.Назвать лейттембр Снегурочки в одноименной опере Н.Римского-

Корсакова:

а) фагот

б) флейта +

в) виолончель

17.Как в форме рондо называется тема, периодически повторяющаяся:

а) побочная партия

б) эпизод

в) рефрен +

18.Кто из названных композиторов входит в венскую классическую школу:

а) А.Вивальди

б) В.Моцарт +

в) Р.Шуман

19.Кто из композиторов проявил себя преимущественно в области

фортепианной музыки:

а) Ф.Шопен +

б) Л.Бетховен

в) В.Моцарт

20.Какую композиторскую школу основал Э.Григ:

а) английскую

б) немецкую

в) норвежскую +

21.Какая из перечисленных опер принадлежит П.Чайковскому:

а) «Руслан и Людмила»

б) «Князь Игорь»

в) «Евгений Онегин» +

22.Кто создал жанр «песни без слов»:

а) Ф.Мендельсон +

б) Р.Шуман

в) Л.Бетховен

23.Указать романс - монолог:

а) А.Даргомыжский «Мне грустно» +

б) М.Мусоргский «Семинарист»

в) С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»

24.В следующем ряду произведений отметить лирико – психологическую

оперу:

а) А.Бородин «Князь Игорь»

б) П.Чайковский «Евгений Онегин» +

в) М.Глинка «Иван Сусанин»

25.Указать, в какой части кантаты С. Прокофьева «Александр Невский »

показывается столкновение враждующих сил:

а) «Песня об Александре Невском»

б) «Ледовое побоище» +

в) «Вставайте, люди русские»

26.Отметить произведение народно - жанрового типа симфонизма:

а) С.Танеев. Симфония с – moll

б) М.Глинка. «Камаринская» +

в) Д.Шостакович. Симфония №7

27.Кто из композиторов является создателем эпической оперы:

а) М.Глинка +

б) А.Скрябин

в) С.Рахманинов

28.Отметить произведение с конфликтным типом драматургии:

а) М.Глинка «Руслан и Людмила»

б) П.Чайковский Увертюра «Ромео и Джульетта» +

в) С.Прокофьев Симфония №7

29.Указать композитора, который не входил в содружество «Могучая

кучка»:

а) М.Балакирев

б) М.Мусоргский

в) А.Глазунов +

30.Кто из композиторов является создателем творческого содружества

«Могучая кучка»:

а) М.Балакирев +

б) П.Чайковский

в) С.Прокофьев

31.На пушкинский сюжет написана опера:

а) «Снегурочка»

б) «Князь Игорь»

в) «Борис Годунов» +

32.Великим учителем правды в музыке М. Мусоргский называет:

а) А. Варламова

б) А. Даргомыжского +

в) П. Чайковского

33.Какая опера названа композитором «лирическими сценами»:

а) «Свадьба Фигаро»

б) «Снегурочка»

в) «Евгений Онегин» +

34.Под впечатлением выставки какого художника М.Мусоргский создал

сюиту «Картинки с выставки»:

а) И.Репина

б) И.Левитана

в) В.Гартмана +

35.Пятая симфония, как и восьмая и пятая сонаты Л.Бетховена, написаны в

тональности:

а) до минор +

б) до# минор

в) ре минор

36.Какой танец не итальянского происхождения:

а) тарантелла

б) трепак +

в) сицилиана

37.Какой цикл фортепианных пьес П.Чайковский написал для детей:

а) «Детская музыка»

б) «Детский альбом» +

в) «Альбом для юношества»

38.В творчестве какого композитора прелюдия стала самостоятельным

жанром:

а) Ф.Шопен +

б) Ф.Шуберт

в) И.Бах

39.Как называется нотная запись многоголосного произведения для хора или

оркестра:

а) клавир

б) аккомпанемент

в) партитура +

40.Тип урока, подразумевающий охват разнообразных форм работы:

а) контрольный

б) комбинированный +

в) лекция

41.К какой группе тем относится изучение музыкального произведения:

а) биографические

б) обзорные

в) музыкально-аналитические +

42.Какой метод обучения подразумевает лекцию как основную форму

работы на уроке:

а) наглядный

б) словесный +

в) практический

43.При изучении сонатной формы целесообразно выбирать для анализа:

а) романсы

б) первые части симфоний +

в) фортепианные пьесы

44.При изучении каких музыкальных жанров необходимы представления

о сценическом действии:

а) романс

б) опера +

в) кантата

45.Какое из требований к уроку музыкальной литературы является

специфическим:

а) наглядность

б) индивидуальный подход к учащимся

в) эстетическое воздействие +

46.В каких темах курса музыкальной литературы необходимы

аналитические навыки:

а) обзорные

б) биографические

в) изучение музыкальных произведений +

47.Главной целью курса музыкальной литературы является:

а) эстетическое воспитание +

б) трудовое воспитание

в) физическое воспитание

48.Задачей курса музыкальной литературы является:

а) иллюстрация музыкальных тем на фортепиано

б) привитие интереса к музыке +

в) развитие зрительного восприятия

49.Какая форма работы на уроке музыкальной литературы

развивает умение говорить о содержании музыки:

а) изучение биографии композитора

б) анализ музыкального произведения +

в) письменная работа

50.Навык обобщения пройденного материала по музыкальной литературе

развивается:

а) в обзорных темах +

б) в анализе музыкальных произведений

в) в проверке знания музыки