Предметное тестирование для преподавателей теории музыки
(сольфеджио, музыкальная грамота)
1.Кто из композиторов занимался практикой темперации?
а) Г.Гендель
б) И.Бах +
в) Й.Гайдн
2.Выберите из перечисленных смешанный размер:
а) 5/8 +
б) 4/8
в) 3/8
3.Трёхзвучие квартовой структуры называется:
а) квартсекстаккорд
б) квартсептаккорд +
в) терцквартаккорд
4.Что такое имитация?
а) подражание (повторение) +
б) вариация
в) секвенция
5. Какой септаккорд относится к главным?
а) IV7
б) V7 +
в) III7
6. Какой оборот относится к автентическим?
а) D6/5 Т +
б) II7 Т
в) D7 S6
7. Указать родственную тональность к А-dur:
а) D-dur +
б) Des-dur
в) Dis-dur
8. Найти энгармоническое равенство характерных и простых интервалов:
а) ув.2=б.3
б) ум.7=б6 +
в) ум.4=м3
9. Какой вид письма соответствует полифонии?
а) монодический
б) гармонический
в) имитационный +
10. Альтерация, способствующая обострению тяготения в устойчивые ступени, называется:
а) ладовой +
б) модуляционной
в) фигурационной
11. Каденция – это:
а) один аккорд
б) один гармонический оборот +
в) одно предложение
12. Указать аккорд в объёме м.6:
а) М.маж.6/5 +
б) М.мин.6/5
в) М.ум.6/5
13. Какой ансамбль имеет 10 участников?
а) октет
б) нонет
в) децимет +
14. Каким интервалом измеряется шаг секвенции?
а) мелодическим +
б) гармоническим
в) характерным
15. Найти ошибку в разрешении D7:
а) D7 T
б) D7 T6 +
в) D7 VI
16. Тактовый размер 6/8 является:
а) простым
б) сложным +
в) переменным
17. Диссонирующий интервал – это:
а) м.10
б) ч.12
в) б.14 +
18. Как называются тональности с одинаковой III ступенью?
а) одноименными
б) параллельными
в) однотерцовыми +
19. Какая каденция ассоциируется с вопросом?
а) прерванная
б) половинная +
в) несовершенная
20. При обращении какого аккорда тоновая величина сохраняется?
а) Ум.5/3
б) Б.5/3
в) Ув.5/3 +
21. Секвенция – это:
а) перестановка голосов
б) перемещение мотива на другую высоту +
в) проведение мотива по разным голосам
22. Хроматическая гамма имеет строение:
а) по полутонам +
б) по целым тонам
в) по принципу «тон-полутон»
23. Назвать старинный лад народной музыки с целотонным тетрахордом в основе:
а) локрийский
б) миксолидийский
в) лидийский +
24. Указать функциональную схему, выражающую вопросо-ответное гармоническое строение периода:
а) T-D T-D
б) T-T D-T
в) T-D D-T +
25.Какого ключа не существует:
а) ключ «соль»
б) ключ «ля» +
в) ключ «фа»
26. Что из нижеперечисленного относится к произвольному делению
длительностей:
а) пунктирный ритм
б) триоль +
в) синкопа
27.Назовите аккорд, состоящий из б.3 + м.3 + м3:
а) малый мажорный септаккорд +
б) уменьшённый септаккорд
в) большой мажорный септаккорд
28.Тритон – это:
а) ум.7
б) ув.4 +
в) ум.4
29.Какому интервальному составу соответствует Ум.VII7:
а) б.3 + м.3 + м.3
б) м.3 + м.3 + м.3 +
в) м.3 + м.3 + б.3
30.Укажите на характерное отличие гармонического минора:
а) понижение VI ступени
б) повышение VI и VII ступеней
в) повышение VII ступени +
31.Что такое обращение интервала или аккорда:
а) переход неустойчивых звуков в устойчивые
б) построение от заданного звука
в) перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на
октаву вниз +
32.Выберите обращение септаккорда:
а) квинтсекстаккорд +
б) квартсекстаккорд
в) секстаккорд
33.Одноимённые тональности имеют:
а) одинаковые знаки
б) одинаковую тонику +
в) одинаковые звукоряды
34.Мордент и форшлаг относятся к группе:
а) мелизмов +
б) средневековых ладов
в) динамических оттенков
35. Какое из требований к уроку сольфеджио является специальным?
а) развитие музыкального слуха +
б) доступность
в) последовательность
36.Конечной целью музыкального диктанта по сольфеджио является:
а) запись на слух музыкальных примеров
б) чистописание
в) совершенствование природных музыкальных данных +
37.Целью слухового анализа на уроке сольфеджио является:
а) развитие навыка осознания различных элементов музыкального языка +
б) развитие навыка игры на инструменте
в) развитие навыка дирижирования
38.Задачей курса теории музыки является:
а) развитие навыка пения
б) обучение игре на фортепиано
в) изучение нотной грамоты +
39.Целью сольфеджирования является:
а) приобретение навыка пения по нотам +
б) приобретение навыка записи нот
в) приобретение навыка чтения нот
40.Умение скоординировать взаимодействие музыкального слуха, ритма и
памяти требуется:
а) при изучении нотного письма на уроке музыкальной грамоты
б) при записи диктанта на уроке сольфеджио +
в) при изучении биографии композитора на уроке музыкальной
литературы
41.Составляющий компонент мелодического музыкального слуха:
а) ладовый слух +
б) чувство ансамбля
в) гармонический слух
42.Средством музыкальной выразительности, выражающим временную
сторону музыки, является:
а) гармония
б) метроритм +
в) фактура
43.Какая форма работы по сольфеджио предполагает развитие творческих
навыков?
а) диктант
б) анализ на слух
в) сочинение мелодий +
44.В какой форме работы по сольфеджио закрепляются практически все
приобретённые знания и умения?
а) чтение с листа
б) диктант +
в) письменные упражнения
45.На развитие какого компонента музыкального слуха направлена работа
над двухголосием?
а) чувство метроритма
б) гармонический слух +
в) тембровый слух
46.Какой вид диктанта связан с проверкой приобретённых умений и
навыков?
а) контрольный +
б) показательный
в) устный
47.Какая разновидность музыкального слуха предполагает умение
слышать отдельные звуки и созвучия без настройки?
а) относительный слух
б) абсолютный слух +
в) мелодический слух
48.К какой группе методов обучения относится выполнение учащимися
письменных заданий?
а) словесные
б) наглядные
в) практические +
49. Какая из форм работы по сольфеджио способствует развитию
гармонического слуха?
а) одноголосный музыкальный диктант
б) определение на слух аккордовых последовательностей +
в) сольфеджирование одноголосных примеров
50. Ритмика – вид музыкальной деятельности, где содержание музыки
передаётся:
а) в движениях +
б) во взаимосвязи между устойчивыми и неустойчивыми звуками
в) в воспроизведении мелодии голосом по слуху
Предметное тестирование «Теория музыки»
(музыкальная литература)
1.Кто из названных композиторов является представителем
импрессионизма:
а) К. Дебюсси +
б) Ф. Шопен
в) Д. Верди
2.Какой жанр в эпоху барокко играл роль вступления к фуге:
а) прелюдия +
б) куранта
в) кантата
3.Кто из названных композиторов является представителем романтизма:
а) К. Дебюсси
б) Ф.Шопен +
в) Г. Гендель
4.По чьей пьесе написано либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»:
а) У.Шекспир
б) Г. Ибсен
в) П. Бомарше +
5.Какой тип симфонизма развивается в творчестве Моцарта:
а) народно-жанровый
б) лирико-драматический +
в) конфликтно-диалогический
6.В творчестве какого композитора сложился классический вид сонатно-
симфонического цикла:
а) Г. Малер
б) Й. Гайдн +
в) М. Равель
7.В каком жанре проявились высшие творческие достижения Генделя:
а) симфония
б) романс
в) оратория +
8.К какой художественной эпохе относится творчество Баха и Генделя:
а) барокко +
б) классицизм
в) романтиз
9.В каком из названных жанров ведущую роль играет хор:
а) увертюра
б) оратория +
в) балет
10.Польский танец в духе торжественного шествия:
а) вальс
б) мазурка
в) полонез +
11.В каком разделе сонатного allegro преобладает развитие:
а) экспозиция
б) разработка +
в) реприза\
12.Кто из венских классиков создал симфонии «Сюрприз», «Часы», «Утро»,
«Прощальная»:
а) Й.Гайдн +
б) В.Моцарт
в) Л.Бетховен
13.Персонажем какой оперы является Керубино:
а) «Дон Жуан»
б) «Волшебная флейта»
в) «Свадьба Фигаро» +
14.Каким приёмом начинается симфония №103 Й.Гайдна:
а) тремоло литавр +
б) пиццикато струнных
в) «золотой ход» валторн
15.Основатель польской композиторской школы:
а) Ф.Шопен +
б) Э.Григ
в) А.Дворжак
16.Назвать лейттембр Снегурочки в одноименной опере Н.Римского-
Корсакова:
а) фагот
б) флейта +
в) виолончель
17.Как в форме рондо называется тема, периодически повторяющаяся:
а) побочная партия
б) эпизод
в) рефрен +
18.Кто из названных композиторов входит в венскую классическую школу:
а) А.Вивальди
б) В.Моцарт +
в) Р.Шуман
19.Кто из композиторов проявил себя преимущественно в области
фортепианной музыки:
а) Ф.Шопен +
б) Л.Бетховен
в) В.Моцарт
20.Какую композиторскую школу основал Э.Григ:
а) английскую
б) немецкую
в) норвежскую +
21.Какая из перечисленных опер принадлежит П.Чайковскому:
а) «Руслан и Людмила»
б) «Князь Игорь»
в) «Евгений Онегин» +
22.Кто создал жанр «песни без слов»:
а) Ф.Мендельсон +
б) Р.Шуман
в) Л.Бетховен
23.Указать романс - монолог:
а) А.Даргомыжский «Мне грустно» +
б) М.Мусоргский «Семинарист»
в) С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»
24.В следующем ряду произведений отметить лирико – психологическую
оперу:
а) А.Бородин «Князь Игорь»
б) П.Чайковский «Евгений Онегин» +
в) М.Глинка «Иван Сусанин»
25.Указать, в какой части кантаты С. Прокофьева «Александр Невский »
показывается столкновение враждующих сил:
а) «Песня об Александре Невском»
б) «Ледовое побоище» +
в) «Вставайте, люди русские»
26.Отметить произведение народно - жанрового типа симфонизма:
а) С.Танеев. Симфония с – moll
б) М.Глинка. «Камаринская» +
в) Д.Шостакович. Симфония №7
27.Кто из композиторов является создателем эпической оперы:
а) М.Глинка +
б) А.Скрябин
в) С.Рахманинов
28.Отметить произведение с конфликтным типом драматургии:
а) М.Глинка «Руслан и Людмила»
б) П.Чайковский Увертюра «Ромео и Джульетта» +
в) С.Прокофьев Симфония №7
29.Указать композитора, который не входил в содружество «Могучая
кучка»:
а) М.Балакирев
б) М.Мусоргский
в) А.Глазунов +
30.Кто из композиторов является создателем творческого содружества
«Могучая кучка»:
а) М.Балакирев +
б) П.Чайковский
в) С.Прокофьев
31.На пушкинский сюжет написана опера:
а) «Снегурочка»
б) «Князь Игорь»
в) «Борис Годунов» +
32.Великим учителем правды в музыке М. Мусоргский называет:
а) А. Варламова
б) А. Даргомыжского +
в) П. Чайковского
33.Какая опера названа композитором «лирическими сценами»:
а) «Свадьба Фигаро»
б) «Снегурочка»
в) «Евгений Онегин» +
34.Под впечатлением выставки какого художника М.Мусоргский создал
сюиту «Картинки с выставки»:
а) И.Репина
б) И.Левитана
в) В.Гартмана +
35.Пятая симфония, как и восьмая и пятая сонаты Л.Бетховена, написаны в
тональности:
а) до минор +
б) до# минор
в) ре минор
36.Какой танец не итальянского происхождения:
а) тарантелла
б) трепак +
в) сицилиана
37.Какой цикл фортепианных пьес П.Чайковский написал для детей:
а) «Детская музыка»
б) «Детский альбом» +
в) «Альбом для юношества»
38.В творчестве какого композитора прелюдия стала самостоятельным
жанром:
а) Ф.Шопен +
б) Ф.Шуберт
в) И.Бах
39.Как называется нотная запись многоголосного произведения для хора или
оркестра:
а) клавир
б) аккомпанемент
в) партитура +
40.Тип урока, подразумевающий охват разнообразных форм работы:
а) контрольный
б) комбинированный +
в) лекция
41.К какой группе тем относится изучение музыкального произведения:
а) биографические
б) обзорные
в) музыкально-аналитические +
42.Какой метод обучения подразумевает лекцию как основную форму
работы на уроке:
а) наглядный
б) словесный +
в) практический
43.При изучении сонатной формы целесообразно выбирать для анализа:
а) романсы
б) первые части симфоний +
в) фортепианные пьесы
44.При изучении каких музыкальных жанров необходимы представления
о сценическом действии:
а) романс
б) опера +
в) кантата
45.Какое из требований к уроку музыкальной литературы является
специфическим:
а) наглядность
б) индивидуальный подход к учащимся
в) эстетическое воздействие +
46.В каких темах курса музыкальной литературы необходимы
аналитические навыки:
а) обзорные
б) биографические
в) изучение музыкальных произведений +
47.Главной целью курса музыкальной литературы является:
а) эстетическое воспитание +
б) трудовое воспитание
в) физическое воспитание
48.Задачей курса музыкальной литературы является:
а) иллюстрация музыкальных тем на фортепиано
б) привитие интереса к музыке +
в) развитие зрительного восприятия
49.Какая форма работы на уроке музыкальной литературы
развивает умение говорить о содержании музыки:
а) изучение биографии композитора
б) анализ музыкального произведения +
в) письменная работа
50.Навык обобщения пройденного материала по музыкальной литературе
развивается:
а) в обзорных темах +
б) в анализе музыкальных произведений
в) в проверке знания музыки
- Тестовые вопросы для преподавателей Детских музыкальных школ и школ искусств и средних учебных заведений сферы культуры и искусства.
- Ключ к тестовым заданиям (а) – ответы правильные
- Тестовые вопросы для аттестации преподавателей отделений «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
- Вопросы по аттестации баян и аккордеон.
- Правильные ответы:
- 2). Является ли гитара транспонирующим инструментом?
- 3). Диапазон классической гитары:
- 4). Основным способом звукоизвлечения на гитаре является:
- 27). Одним из основных способов звукоизвлечения правой руки является тирандо. Что это такое?
- 28). Флажолет – это:
- 29). Форшлаги и морденты на гитаре играются:
- 30). Ногтевой способ звукоизвлечения:
- 31). Является ли гитара многотембровым инструментом?
- 32). Используется ли в современной нотной литературе для гитары басовый ключ?
- Предметное тестирование для преподавателей хорового дирижирования
- Тестовые задания по специальности «Сольное пение» Правильные ответы выделены жирным шрифтом
- Тестовые задания по специальности «Сольное пение»
- Предметное тестирование для преподавателей теории музыки
- Тестовые задания для должности «концертмейстер»
- Тесты для аттестации преподавателей хореографии
- Предметное тестирование