2 Школьное самоуправление как фактор воспитания гражданственности
Первой и одной из самых важных ступеней на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности.
Участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение в деле гражданского воспитания подрастающего поколения, следовательно, и в становлении полноценного гражданского общества. А значит, эта работа должна проводиться систематизировано, она должна обеспечиваться методическими пособиями, и организовывать ее должны специально подготовленные школьные работники. Поэтому особое внимание при обучении необходимо уделять изучению Конституции Российской Федерации и основного закона - Конституции Республики Марий Эл и устава города Йошкар-Ола и местного самоуправления районов, где находится конкретная школа. Как показали многочисленные опросы, большинство старшеклассников даже не читали основной закон страны. Они имеют весьма приблизительное представление о своих гражданских правах и обязанностях. Смутно представляют структуру органов государственной власти. А о знаниях устава родного города, района вообще говорить не приходится. Хотя, казалось бы, этот устав вместе с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл должен быть вывешен в каждой школе на видном и самом почетном месте. То же самое касается государственного флага России и флага Республики Марий Эл.
Грамотная организация работы органов школьного самоуправления имеет важное значение не только потому, что она делает подростков активными участниками школьной жизни, но еще и потому, что, реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция. А значит, в своей будущей жизни, новые граждане повой России будут иметь иммунитет от различного рода, так называемых «избирательных технологий». Они сумеют без подсказки СМИ отличить политического деятеля от политического проходимца. Они будут способны принять самостоятельное решение в интересах своей семьи и в интересах России. А разве не это есть главная цель гражданского воспитания.
Без организации конкретного участия школьника в общественной жизни школы, города, страны всякие разговоры о гражданском воспитании превращаются в пустую, бесполезную, а потому - вредную формальность. Только реальная с самого раннего возраста осознанная деятельность на благо общества и государства позволит воспитать из ребенка Гражданина и Патриота. Это можно сделать только при помощи школы. Только на базе школы и других детских образовательных учреждений можно создать структурированную систему детских организаций, политически не ангажированных, и способных к вовлечению детей и подростков в позитивную общественно полезную деятельность.
Хочется подчеркнуть, что с очередных выборов поколение 18 - летних приступает к государственному строительству, и от них будет зависеть, как будет сформирована власть, и насколько полезные она будет принимать законы, поэтому молодежи необходимо помочь подойти к выбору своего будущего. Знание избирательных процедур, знание своих избирательных прав, умение анализировать предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений - все это очень важно для будущих избирателей демократических выборов.
Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных - одна из важнейших задач школы.
- Гражданское воспитание школьников.
- Гражданское воспитание школьников:
- 1. Генезис проблемы гражданского воспитания школьников
- Основные компоненты системы гражданского воспитания школьников
- Лекция 11 Возможная концепция гражданского воспитания школьников
- Гражданское воспитание школьников.
- 18. Гражданское и патриотическое воспитание школьников