Заключение
В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление ребенка как личности. Но отрицательное влияние на развитие ребенка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием своих детей в связи, с чем ребенок формируется с отклоняющим от нормы поведением.
Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.
Теоретическое исследование типов неблагополучных семей и методов социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска выявило:
1. В научной литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». В разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.
Большинство исследователей под неблагополучной семьей склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесценивается или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
Существует большое количество различных типологий семейного неблагополучия, анализ которых позволяет утверждать, что такие семьи характеризуются:
- слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов;
- слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия;
- засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью;
- высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.
2. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. В таких семьях формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров.
3. Центральная идея большинства исследований заключается в том, что дети группы риска воспитываются в неблагоприятных условиях для их социализации. Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать тот факт, что они требуют особого педагогического подхода. При этом выбор форм и методов социально-педагогической работы с такими детьми зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей подопечных, их микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей.
Основными методами работы социального педагога с детьми из семей группы риска являются следующие:
- убеждение (разъяснение) и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
- моральная поддержка - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
- вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы;
- готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
- нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
В реальных условиях социально-педагогической деятельности методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними невозможно достичь соответствующей цели.
Литература
1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.
2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. 2002.
3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф. Дивицына - Ростов на Дону: Бином, 2005. - 274с.
4. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М.: МГУ, 2003.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов под ред. Сластенина В.А. М., «Академия», 2002.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика./ А.В. Мудрик - М., 2002.
7. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами /Е.В. Новикова // Семья и формирование личности. М.: Просвещение, 1981.
8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. - М., Владос, 2003.
9. Понятие и типы неблагополучных семей // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.:ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.
10. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
Приложение 1
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка
№ п/п |
Социальные характеристики |
Балл |
|
1 |
Состав семьи ребенка |
||
Мать, отец, дедушка, бабушка |
5 |
||
Только мать и отец |
4 |
||
Мать и отчим, отец и мачеха |
3 |
||
Одна мать, один отец |
2 |
||
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники |
1 |
||
2 |
Школьная успеваемость |
||
Хорошая |
5 |
||
Удовлетворительная |
4 |
||
Неудовлетворительная |
3 |
||
Оставил школу, работает |
2 |
||
Оставил школу, не работает |
1 |
||
3 |
Здоровье ребенка |
||
Практически здоров |
5 |
||
Часто болеет в пределах нормального развития |
4 |
||
Имеет хронические болезни |
3 |
||
Отставание в умственном развитии |
2 |
||
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни |
1 |
||
4 |
Санитарно-жилищные условия жизни семьи |
||
Благоустроенная отдельная квартира |
5 |
||
Отдельная квартира с родителями супругов |
4 |
||
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами |
3 |
||
Комната в коммунальной квартире с удобствами |
2 |
||
Комната в общежитии, в бараке без удобств |
1 |
||
5 |
Доход семьи |
||
Могут практически себе ни в чем не отказывать |
5 |
||
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг |
4 |
||
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности |
3 |
||
Живут от зарплаты до зарплаты |
2 |
||
Денег до зарплаты не хватает |
1 |
||
6 |
Уровень социального благополучия семьи |
||
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви |
5 |
||
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» |
4 |
||
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю |
3 |
||
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей |
2 |
||
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение |
1 |
||
7 |
Поведение ребенка в школе |
||
Хорошее |
5 |
||
Удовлетворительное |
4 |
||
Неудовлетворительное |
3 |
||
Неоднократно отмечалось асоциальное поведение |
2 |
||
Стоит на учете в ИДН |
1 |
||
8 |
Внешкольное общение ребенка |
||
Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов |
5 |
||
Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени |
4 |
||
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей |
3 |
||
Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ |
2 |
||
Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики |
1 |
||
9 |
Жизненные цели ребенка |
||
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей |
5 |
||
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато |
4 |
||
Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось |
3 |
||
Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа - сверстники с асоциальной направленностью интересов |
2 |
||
Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН) |
1 |
||
10 |
Эмоциональные отношения родителей с детьми |
||
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия |
5 |
||
Слепая любовь, гиперопека |
4 |
||
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное |
3 |
||
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы |
2 |
||
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
1 |
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов - 150.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретно ребенка набор баллов:
- ниже 30 - предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска ( чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
- более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).-
Приложение 2
Карта индивидуальной работы с учащимся.
1. ФИО __________________________________________________
2. Год рождения __________________________________________
3. Место жительства ______________________________________
4. Класс ___ ___ 5. Оставался ли на второй год ________________
6. С какого времени учится в данной школе __________________
7. Сведения о родителях (ФИО, место работы):
Мать __________________________________________________
Отец ___________________________________________________
8. Отношение родителей к воспитанию _________________________
9. Условия для занятий дома ___________________________________
10.Черты характера подростка, Явные и скрытые слабости, пороки._________
11.Интересы и увлечения, склонности___________________________
____________________________________________________________
12. Отношение к учебе. Посещаемость занятий____________________
13. Участие в кружках и секциях ________________________________
14. С кем дружит в школе, по месту жительства ___________________
15. ого считает для себя авторитетным ___________________________
16. Состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, за что _____________________________________________________________
17. Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних, Совете профилактики, когда и за что _________________________________________
18. В чем заключается неблагополучная обстановка в семье_______________
19. Жилищно-бытовые условия семьи ___________________________
20. Какая работа проводилась и её эффективность _________________
Приложение 3
Анкета «Взаимоотношения в семье»
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
очень хорошими;
хорошими;
З) не очень хорошими;
плохими;
не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно;
по выходным дням;
редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
решаете сообща жизненные проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом;
работаете на приусадебном участке;
вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
обсуждаете вопросы учебы детей;
делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да
часто;
иногда;
редко;
не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей
примирение;
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
прекращение конфликтов на некоторое время;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
переживают, плачут;
становятся на сторону одного из родителей;
пытаются помирить;
уходят из дома;
замыкаются в себе;
относятся безразлично;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
пытаются найти поддержку в других людях.
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию типов семейного неблагополучия
- 1.1 Понятие «семейное неблагополучие»
- 1.2 Типы семейного неблагополучия и их влияние на отклоняющееся поведение детей
- 1.3 Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка
- Глава 2. Программно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки семьи и детства
- 2.1 Методы социально-педагогической поддержки детей группы риска
- 2.2 Диагностический инструментарий
- Заключение