Введение
Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребенка.
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус.
Социальный статус семьи - сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны четыре статуса семьи: социально - экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам), воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.
Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи.
Актуальность исследования заключается в потребности рассмотреть целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие, влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки, падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей, структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей, также отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д., и, наконец, падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
Это свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, что естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых.
Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.
Цель исследования - изучить вопросы теории семейного неблагополучия и выявить основные методы социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска.
Объект исследования - современная семья.
Предмет исследования - социально-педагогическая деятельность, направленная на неблагополучную семью.
В соответствии с целью определены и задачи исследования:
1. Выявить типы семейного неблагополучия.
2. Обосновать роль семьи в процессе становления личности ребенка.
3. Составить диагностический инструментарий по теме исследования.
Ведущими методами для решения этих задач являются теоретический анализ и обобщение литературных источников.
семейный неблагополучие педагогический воспитание
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию типов семейного неблагополучия
- 1.1 Понятие «семейное неблагополучие»
- 1.2 Типы семейного неблагополучия и их влияние на отклоняющееся поведение детей
- 1.3 Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка
- Глава 2. Программно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки семьи и детства
- 2.1 Методы социально-педагогической поддержки детей группы риска
- 2.2 Диагностический инструментарий
- Заключение