logo search
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска

2.2 Опыт социально-педагогической поддержки в г. Белгород

Опыт работы социальных педагогов в школах г. Белгорода показывает, что свою работу по социально-педагогической поддержке детей группы риска они строят на создании стройной системы документации по данной проблеме, в которую входят (по отдельным папкам): [5, 8, 10, 22]

1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе, Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;

2. Должностная инструкция. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения. Этический кодекс социального работника.

3. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для детей и подростков, родителей, учителей;

4. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;

5. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и су-дебных органах;

6. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

7. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;

8. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;

9. Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;

10. Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

В эти папки входят следующие документы:

Анализ сводной ведомости учета посещаемости учащихся

Для комплексного учета детей группы риска и неблагополучных семей в своей работе используются следующие формы.

Неуспевающие учащиеся за ____ четверть

ФИО ученика

Итоги четверти

Не успевает по предметам

рус. яз.

матем.

литер.

и т. д.

1

2

Анализ пропущенных уроков

ФИО ученика

Класс

Всего прогулов

Месяц

пп/б

бб/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

- не явились на КДН

- составлен акт

- рейд с инспектором ОПДН

- были на КДН

- посетили безрезультатно

Посещаемость учащихся на дому

ФИО

ученика

Месяц и число посещения

Примечание

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

лето

Составлено актов

1

2

Список трудных учащихся по школе

ФИО учащегося

Класс

Состоит на

Причина постановки на учет

ФИО родителей

Домашний адрес, телефон

ВШУ

КДН

ОПДН

1

2

Охват учащихся внеурочной досуговой деятельностью

ФИО ученика

Класс

Название кружка, секции. Место проведения.

Занятость по дням недели

Пн

Вт.

Ср.

Чет

Пят

Суб

Воск.

1

2

Статистические данные о трудных подростках за учебный год

Показатели

I четверть

II четверть

III четверть

IVчетверть

Год

1

Поставлено на учет

2

Снято с учета

3

Выбыло:

а) в учебные учреждения

б) на работу

в) за пределы города

4

Всего успевают

5

Всего не успевают

6

Оставлено на повторный год

7

Переведено условно

Бланки на учащихся

Для постановки на внутришкольный учет классный руководитель пишет заявление с просьбой поставить ученика /ФИО/ на ВШУ, указав причину постановки на учет.

Заявление о постановке на внутришкольный учет

________________________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

В школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений

Заявление

о постановке на внутришкольный учет

Прошу поставить на внутришкольный учет ученика ______ класса «_____»

______________________________________________________________

(ФИО)

______________________________________________________________

(число, месяц, год рождения)

проживающего по адресу

______________________________________________________________

(почтовый адрес, домашний телефон)

с семьёй

______________________________________________________________

(указать состав семьи, ФИО)

в связи с _______________________________________________________

(указать причину постановки на учет)

Классный руководитель ___________/ФИО/

_________________

(дата)(подпись)

Заявление о снятии с внутришкольного учета

(наименование образовательного учреждения)

В школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений

Заявление

о снятии с внутришкольного профилактического учета.

Считаю необходимым снять с внутришкольного учета

ученика (цу) ____ класса «____»

______________________________________________________________

(ФИО)

_______________________________________________________________

(число, месяц, год рождения)

в связи с __________________________________________________________

(указать причину)

Дата постановки на учет

_______________________________________________________________

Характеристика ученика, справка о проведенной с ним профилактической работе, достигнутых результатах и личных достижениях учащегося прилагаются.

Классный руководитель ________________________________________/

(расшифровка подписи)

(число, месяц, год) _________________

(подпись)

Информация об учащемся

1. ФИО ученика (цы)

_______________________________________________________________

2. Класс _______________

3. Дата (число, месяц, год) и место рождения___________________________

4. Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда ____________________

5. Семья ребенка:

Мать______________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Отец __________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:

Состав семьи, её структура: ________________________________________

Жилищно-бытовые условия _________________________________________

Взаимоотношения в семье___________________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье_______________________

Культурный уровень семьи________________________________________

Воспитательный потенциал семьи_____________________________

6. Группа здоровья ребенка, заболевания: __________________________

7. Характер ребёнка_____________________________________________

8. Качества личности (положительные, отрицательные)________________

9. Положение ребенка в коллективе________________________________

10. Учебная деятельность:

Успеваемость уровень знаний________________________________________

мотивация обучения__________________________________________

посещаемость уроков__________________________________________

способности к обучению______________________________________

познавательный интерес_______________________________________

11. Трудовая деятельность:

наличие трудовых навыков________________________________________

предпочитаемые виды труда_______________________________________

участие в трудовых делах_________________________________________

12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы_________________________________________________________

13. Круг общения (ФИ друзей):

в школе__________________________________________________________

вне школы ______________________________________________________

14. Относится ли к «группе риска» (с какого года)?_____________________

15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина)_______________________________________________________

16. Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета)___________

17. Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)________________________________________________

18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета)___________________________________________________________

19. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_______________________________________________________

20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)_______________________________________________________

______________________

(год оформления карты)

(ФИО классного руководителя) (подпись)

Дневник посещений трудных учащихся на дому

Дата посещения

ФИО учащегося

Класс,

кл.рук.

Причина посещения

Результат

Прочее

Карта наблюдений за учащимся

Содержание наблюдений

Не наблюдается

Иногда

Часто

1

Учебная деятельность:

­ равнодушие;

­ нежелание учиться;

­ низкая успеваемость;

­ затруднение в освоении учебных программ;

­ систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.

2

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

­ изоляция;

­ противопоставление себя коллективу;

­ положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

­ жестокое обращение со слабыми и младшими;

­ пренебрежительное отношение к сверстникам;

­ принадлежность к различным молодежным группам.

3

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

­ конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

­ грубость;

­ бестактность;

­ ложь.

С родителями:

­ конфликтный характер;

­ ложь;

­ грубость, хамство.

4

Проведение свободного времени:

­ не занимается в кружках и секциях;

­ проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

­ употребляет спиртные напитки;

­ курит;

­ зарабатывает себе на жизнь;

5

Отношения к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

­ незнание своих возможностей и способностей;

­ профессиональная неопределенность;

­ неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии.

Отношения к труду:

отрицательные отношения

­ невыполнения трудовых обязанностей в школе и дома;

­ недобросовестное отношение

6

Поведение и поступки.

В школе:

­ прогулы;

­ нарушения требований школьной дисциплины;

­ нецензурная брань;

­ жаргонная речь;

­ порча школьного имущества;

­ срыв уроков;

­ драки.

В семье:

­ побеги из дома;

­ невыполнение домашних обязанностей;

Противоправные поступки:

­ бродяжничество;

­ попрошайничество;

­ азартные игры;

­ употребление наркотиков;

­ проституция;

­ воровство;

­ вымогательство;

­ порча имущества;

­ нанесение телесных повреждений (драка).

В предлагаемом плане работы с детьми группы риска представлено распределение обязанностей между педагогическими работниками школы и мероприятия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учениками, родителями, педагогическим коллективом.

Координационный план работы с детьми группы риска

Мероприятия

Кл. рук.

Соц. пед.

Психолог

Зам. дир.

по ВР

Зам. дир.

по УВР

Совет профил.

Род. ком.

I Организационные мероприятия

1

Составление социального паспорта класса

+

2

Составление характеристик на детей группы риска

+

+

3

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции

+

+

4

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

+

+

+

5

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска

+

6

Организация досуга и кружковой деятельности

+

+

7

Составление административных писем, ходатайств и др. документов, направление документации в КДН, ОППН и др. службы

+

+

8

Осуществление связи с КНД, ПНД и др. соц. службы

+

9

Организация летней работы и отдыха детей группы риска

+

+

+

II Работа с учащимися

1

Контроль посещаемости занятий

+

+

2

Контроль текущей успеваемости

+

+

3

Вовлечение учащихся кружки и секции

+

4

Проведение профилактических бесед

+

+

+

+

5

Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися

+

+

6

Направление на консультацию к психологу или к мед. специалистам

+

+

+

7

Содействие в трудоустройстве