logo search
Активизация познавательной деятельности учащихся

3.1. Разработка перспективно-тематического плана по экономике.

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.

Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Система уроков предполагает включение в учебный процесс изучения темы всех его основных звеньев: сообщение нового материала; систематизация, закрепление и совершенствование знаний учащихся; применение усвоенного учебного материала, формирование у учащихся умений и навыков; контроль ученических успехов учащихся. Планируя систему уроков, преподаватель разделяет материал темы на части соответственно содержанию уроков, и располагает их в порядке изучения.

В перспективно-тематическом плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока.

Методическая характеристика урока отражается в перспективно-тематическом плане. Это определяет методическую направленность подготовки как к теме в целом, так и к каждому уроку.

В перспективно-тематическом плане отражаются также межпредметные связи материала темы.

Записи в перспективно-тематическом плане должны быть краткими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь.

В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, ТСО в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.

Перспективно-тематический план по экономике с 10.12.02 - 16.12.02 Приложение 1.

При составлении перспективно-тематического плана и плана конспекта урока я опиралась на следующие дидактические принципы.

При реализации принципа целенаправленности учителю следует добиваться того, чтобы его уси-лия по обучению и воспитанию учащихся сливались с их ответными усилиями по освоению учебного материала, саморазвитию, самосовершен-ствованию, т. е. с их активным отношением к учению. Такое сотрудничество возможно, если учащимся извест-ны и понятны цели всего учебно-воспитатель-ного процесса и каждого урока, если они видят пользу для себя в их реализации. Отсюда следует, что учитель постоянно должен уделять внимание мотивам учения учащихся, корректировать не-правильно сложившиеся, поощрять позитивные, формировать новые.

Научность обучения. Данный принцип требует, чтобы в результате обучения учащихся было сформировано научное мировоз-зрение, сложилась система знаний о тенденциях развития техники и производства, конкретизи-ровалось понятие о науке как непосредственной производительной силе.

Научность обучения экономике учащихся достигается в том случае, если учащимся рассказывают не только, например, о том, какое место производство занимает в экономике, но и дают ответ на вопрос, почему именно так

Преподаватель должен знакомить учащихся с объективными научными фактами, понятиями, за-кономерностями, теориями, с современными дости-жениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.

Одна из важных и постоянных задач педаго-гики -- это приведение содержания и методов обучения в соответствие с изменениями в науке, технике и производстве. В связи с этим преподавателю необходимо обнов-лять учебные программы, из них исключать устаревший материал. Однако, как правило, изме-нения происходят быстрее и чаще, чем это отра-жается в содержании программ и учебных пособий. Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы знакомить учащихся с научно-техническими новинками, при-емами и методами труда новаторов. Это позволит учащимся в будущем лучше приспособиться к современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе в условиях рынка труда и профессий.

Связь с практикой, жизнью. Обучение экономике должно быть построено на реальных примерах, событиях - это играет важную роль в обучении учащихся в условиях рыночной эконо-мики и способствует активизации познавательной деятельности.

Формирование экономических знаний и уме-ний, экономической воспитанности, культуры про-исходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения условий практической работы учащихся к производствен-ным.

Систематичность и последователь-ность в обучении. Знания и умения уча-щихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование -- осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый эле-мент учебного материала был логически связан с другими его элементами..

Для приведения знаний учащихся в систему важную роль играет обобщение изучаемого мате-риала. В связи с этим учащимся дают знания о наиболее общих закономерностях развития про-изводства, знакомят с такими предметами, сред-ствами и процессами труда, в которых наиболее полно отражается комплекс научных знаний и вы-ражаются достижения и тенденции научно-техни-ческого прогресса.

В практике ра-боты учителя этот принцип реализуется в пер-вую очередь в тематическом и поурочном пла-нировании, в обеспечении четкой структуры каж-дого занятия.

Особая ответственность в осуществлении дан-ного дидактического принципа лежит на разработ-чиках учебных программ. Именно в программах, прежде всего, учебно-воспитательный процесс (формирование знаний и умений, воспитание и развитие) должен быть представлен в тщательно продуманной, обоснованной, логичной, обеспечи-вающей преемственность структуре, системе и по-следовательности.

Доступность обучения. Из этого прин-ципа вытекает, что обучение экономике следует осуществлять с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем доступ-ность не тождественна легкости в обучении, изу-чаемый материал должен требовать от учащихся определенных усилий для его усвоения.

Реализуя этот принцип, учителю следует иметь в виду не только теоретические сведения, но и физическую нагрузку на организм учащихся при выполнении ими практических работ, регулиро-вать ее.

Преподаватель достигает доступности в обучении луч-ше, если на каждом занятии учитывает уровень подготовленности учащихся по основам наук, уме-ло применяет учебные демонстрации, наглядные пособия.

Сознательность, активность и са-мостоятельность учащихся в обуче-нии. Этот принцип заключается в активном овладении учащимся знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной рабо-ты. Непременными условиями реализации дан-ного принципа являются осознание учащимися целей обучения, сотрудничество учителя и уче-ников в их достижении.

Учителю следует ставить учащихся в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умения-ми, методами учения. Актуальность рассматривае-мого принципа для обучения экономики опреде-ляется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно сформировать экономические умения. Поэтому деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под руководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражне-ния, решали экономические задачи, учились при этом пользоваться литературой, а также доку-ментацией (чертежами, схемами и др.).

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. Оно должно включать непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов, про-цессов и действий. Однако наглядность тесно свя-зана с мышлением. Успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстракт-ной деятельности. Поэтому в обучении экономике широко применяют показ наглядных пособий в виде схем, таблиц, графи-ков, слайдов.

Прочность и действенность резуль-татов обучения, усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоя-щий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.