Заключение
образование воспитание обучение личность
Декларируемой целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности, способной быть субъектом мировых и общественных преобразований. Однако традиционно педагогическая система страны старается социализировать ребёнка, включить его в систему социальных отношений. Таким образом, возникает проблема цели образования. С одной стороны школа должна формировать личность соответственную социальным шаблонам, нормам, ритуалам, а с другой - призвана развить в молодом человеке субъектность, активность, творческие способности. Понятно, что и крайний конформизм и крайний индивидуализм не актуален для современного общества.
Концепция модернизации российского образования, исходя из стратегического направления развития мировой педагогики и человеческого сообщества, определяет современную цель образования как формирование умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе. Школа в широком смысле этого слова понимается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Формирование указанных качеств означает становление человеческой личности с момента самого первого осознания ребенком себя как субъекта собственной жизнедеятельности. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте не будут заложены основы подлинных человеческих ценностей и личностных качеств, то вряд ли можно гарантировать их становление и в последующие годы жизни. Не случайно ведущие психологические теории современности придают такое существенное значение детству как особому периоду в становлении личности. Особую ценность в современном мире имеет умение решать проблемные, творческие задачи, но именно возраст с 6 до 12 лет является наиболее благоприятным (сензитивным) периодом для развития этого умения. Ведущая роль в обеспечении передачи детям и молодежи как исторически сложившихся ценностей, так и ценностей, складывающихся в обществе сегодня, отводится педагогу.
Идея формирования свободной творческой конструктивной личности нашла своё наилучшее воплощение в концепции личностно-ориентированного обучения, признаваемой сегодня ведущим направлением развития системы образования России. Однако резкая смена основных ориентиров общественного развития привела к возникновению неоднократных попыток педагогов рассматривать личностно-ориентированное обучение как свободный и не организуемый взрослыми процесс саморазвёртывания личностного потенциала ребёнка, полностью отданного в жертву его непостоянным интересам и ничтожному опыту. Реализация таких идей на практике приводила к падению качества образования. Оказалось, прежде чем предоставить ребёнку свободу выбора, нужно его научить конструктивно выбирать: ставить цели, определять промежуточные задачи, анализировать и подбирать оптимальные средства решения задач и реализации цели, оценивать результаты достигнутого. Но и учить этому по-прежнему авторитарно тоже нельзя. Целостной технологии личностно-ориентированного обучения, решающей названные проблемы, на сегодняшний день нет, а само личностно-ориентированное обучение представлено лишь как парадигма, концепция.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
|
1 |
Воспитание |
целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями |
|
2 |
Воспитанность |
свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе |
|
3 |
Метапредметное эвристическое образование |
образование, к которому относится усвоение таких, например, понятий, как «пространство», «время», «движение», «закон», «теория», «гипотеза» и др. |
|
4 |
Образование |
целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов |
|
5 |
Образовательная среда |
среда обеспечивающая условия для создания каждым учеником собственного содержания образования. |
|
6 |
Образовательный продукт |
продукт, который формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментального образовательного объекта. |
|
7 |
Предметное образование |
базовое содержание учебных дисциплин, сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами. |
|
8 |
Самовоспитание |
процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. |
|
9 |
Самоопределение |
представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни. |
|
10 |
Содержание образования |
система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду |
|
11 |
Содержание учебного материала |
та система знаний и способов деятельности, которая предлагается будущему поколению в качестве модели познания и освоения окружающего мира и находит свое воплощение в составе различных учебных предметов. |
Список использованных источников
1 Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст].- М.: Педагогика, 2009.- С. 336.- 456 с.- ISBN 5-7155-0174-1.
2 Бордовская., Н.В. Педагогика [Текст]. Учебник для вузов.- СПб: Питер,2008. - 304 с. - ISBN 5-8046-0174-1.
3 Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход [Текст]. - М.: Наука, 2003.- 488 с.- ISBN: 978-5-699-24159-0.
4 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова [Текст]. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.- ISBN 978-5-09-019046-6.
5 Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев [Текст].- М.: Высшая школа, 1991.-359 с.
6 Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст]// Педагогика.- 1996.- №2.- С. 47.
7 Махмутов, М. И. Современный урок [Текст]. - М.: Педагогика, 1985. - 126
8 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого [Текст]. - М: Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.- ISBN 5-93134-001-7.
9 Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. -- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 576 с.- ISBN 5-691-00174-4.
10 Ремезова, И. И. Проблема человека в философии образования [Текст]// Философия образования для XXI века. - М.: Педагогика, 2002. -160 с.- ISBN: 978-5-699-24032-6.
11 Рыжаков, М.В. Российская система образования: состояние и перспективы Ч. 2. Приоритеты развития и пути совершенствования российского образования [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 1. - С. 3-20.
12 Ситаров, В.А. Дидактика [Текст].- М.: Академия, 2008.- 416 с.- ISBN 978-5-7695-4504-7.
13 Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.- ISBN 5-318-00077-0.
- Введение
- 1 Образование: понятие, содержание и структура
- 1.1 Понятие, сущность и цель современного образования
- 1.2 Структура и содержания образования
- 2 Роль обучения и воспитания в развитии личности
- 2.1 Обучение как целенаправленный процесс развития личности
- 2.2 Воспитание и формирование личности
- Заключение