6. Совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых
При проектировании ИТО выбор преподавателем совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых (методы и формы обучения, схемы ее управления) является процессом сугубо творческим. Он зависит не только от решаемой дидактической задачи, но и от подготовленности самого преподавателя, его педагогического опыта, контингента обучаемых и других факторов, определяемых особенностями изучения конкретной учебной дисциплины в данном вузе. Исходя из этого, в настоящем параграфе будут приведены наиболее общие рекомендации, позволяющие сделать этот выбор менее болезненным и более продуктивным.
Метод обучения представляет собой систему регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности преподавателя и студента, реализующихся через сочетание методических приемов решения определенных дидактических задач.
Наиболее глубокое, комплексное исследование проблем методов обучения проведено И.Я. Лернером [47], который характеризует их как способы достижения дидактических целей, представляющие собой систему последовательных и упорядоченных действий преподавателя, организующего с помощью средств обучения учебно-познавательную деятельность студентов по усвоению ими содержания учебной дисциплины. При проектировании ИТО предлагается опираться на предложенную им в [47] классификацию общедидактических методов обучения (см.табл.2).
Форма обучения - организационная сторона обучения, предусматривающая состав и группировку студентов, структуру занятий, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. К традиционным формам обучения относятся: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар, дипломная работа и т.п. При ИТО формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. В этом случае они становятся более многогранными и ориентируются прежде всего на активизацию познавательной деятельности обучаемых. Им становятся присущи такие свойства как, проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим при проектировании ИТО можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар-компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие, используемые сегодня в вузах при организации компьютерного обучения.
Таблица 2.
Методы и характер деятельности преподавателя и обучаемого.
Методы обучения |
Деятельность |
||
преподавателя |
обучаемого |
||
Информационно -рецептивный |
Предъявление информации (преподавателем или заменяющим его средством) |
Восприятие знаний; их осознание; запоминание |
|
Репродуктивный |
Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов руководства; контроль за выполнением |
Актуализация знаний; воспроизведение знаний и способов действий по образцам; произвольное и непроизвольное запоминание |
|
Проблемного изложения |
Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения |
Восприятие знаний; осознание знаний и проблемы; внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы; мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения |
|
Эвристический |
Постановка проблем; составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения проблемных задач; планирование шагов решения, руководство деятельностью обучающихся (корректировка и создание промежуточных проблемных ситуаций) |
Восприятие задания, составляющего часть задачи; актуализация знаний о путях решения сходных задач; самостоятельное решение части задачи; самоконтроль; воспроизведение хода решения |
|
Исследовательский |
Составление и предъявление проблемных задач для поиска решения; контроль за ходом решения |
Восприятие проблемы или самостоятельное рассмотрение проблемы; осмысление условий задачи; планирование этапов исследования (решения); планирование способов исследования на каждом этапе; самоконтроль; воспроизведение хода исследования |
Немаловажное значение при проектировании ИТО имеет процесс построения схемы управления познавательной деятельностью обучаемых. Он достаточно полно изложен в исследованиях В.П. Беспалько [17,18] и в параграфе 2.3 настоящей работы. Обобщая изложенное в них, можно сделать заключение, что данная схема образуется путем сочетания:
1) видов управления |
Разомкнутое - Р (без обратной связи); Замкнутое - З (с обратной связью); |
|
2) видов информационного процесса(прямая связь) |
Рассеянный - Р (на всю аудиторию); Направленный - Н (на конкретного обучающегося); |
|
3) типа средств управления познавательной деятельностью (средств обучения) |
Ручные - Р (дополняемые словом преподавателя); Автоматические - А (без непосредственного участия преподавателя). |
В этом случае возможно построение восьми схем управления познавательной деятельностью обучаемых.
1. Р-Р-Р - "традиционная" (разомкнутое, рассеянное, ручное);
2. Р-Р-А - "автоинформатор" (разомкнутое, рассеянное, автоматическое);
3. Р-Н-Р - "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);
4. Р-Н-А - "средства обучения индивидуального пользования" (разомкнутое, направленное, автоматическое);
5. З-Р-Р - "малая группа"(замкнутое, рассеянное, ручное);
6. З-Р-А - "автоматизированный класс" (замкнутое, рассеянное, автоматическое);
7. З-Н-Р - "хороший репетитор" (замкнутое, направленное, ручное);
8. З-Н-А - "адаптивное управление" (замкнутое, направленное, автоматическое).
Предложенная совокупность схем управления познавательной деятельностью обучаемых должна полностью удовлетворить преподавателя-разработчика ИТО. Однако процесс выбора наиболее оптимальной из них достаточно сложный, требующий к себе творческого подхода и предварительного анализа.
Обобщая сказанное, в соответствии с рекомендациями, изложенными в [20], можно предложить следующую пошаговую технологию оптимального выбора совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых при проектировании ИТО.
Шаг 1. Определить задачи формирования знаний и умений студентов на конкретном учебном занятии.
Шаг 2. Отобрать содержание учебного материала, основные научные идеи, понятия, законы, умения, которые должны быть усвоены обучаемыми.
Шаг 3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с основными дидактическими принципами (системность, последовательность, научность, доступность, связь с профессиональной сферой будущей деятельности обучаемых).
Шаг 4. Определить временные затраты на достижение и разрешение задач обучения в рамках учебного занятия и самоподготовки обучаемых.
Шаг 5. Выбрать оптимальное сочетание методов, форм и компьютерных средств обучения для реализации содержания темы и намеченных задач.
Шаг 6. Выбрать формы организации учебной работы (коллективные, групповые, индивидуальные) с учетом готовности обучаемых.
Шаг 7. Выбрать реальную схему управления познавательной деятельностью обучаемых.
Шаг 8. Определить оптимальный темп обучения с учетом возможностей студентов в восприятии информации.
Шаг 9. Определить задание-содержание, объем и методы самостоятельной работы обучаемых после занятия.
Идеальным является такой вариант задания условий дидактической задачи, связанной с организационной стороной обучения и с возможностями учебно-информационной базы, при котором на деятельность преподавателя, проектирующего ИТО и определяющего необходимую для ее реализации совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых, не накладываются ограничения, обусловленные сложившейся в вузе практикой планирования образовательного процесса. Принятие этого варианта будет означать, что преподавателю дается право, следуя общей логике проектирования ИТО, самому определить перечень, последовательность и продолжительность занятий, методы и формы используемые при этом, а также необходимую учебно-информационную базу. Спроектированную с учетом сказанного ИТО, отвечающую всем другим условиям дидактической задачи, можно рассматривать как образец, к которому следует стремиться.
Однако, на практике преподавателю приходится учитывать реальное положение дел на кафедре и в вузе. Он вынужден считаться с расписанием занятий, разрабатываемым учебным отделом, и учитывать материально-технический потенциал вуза. Поэтому в дидактическую задачу, кроме идеального варианта задания ее условий, связанных с организационной стороной обучения и возможностями учебно-информационной базы, должен быть введен и реальный вариант. Это означает, что при постановке дидактической задачи необходимо выяснить и зафиксировать возможные варианты последовательности и продолжительности занятий, мест их проведения по дням недели и в течении семестра, а также обеспеченность кафедры и вуза ЭВТ, научным и лабораторным оборудованием, тренажерами и другими элементами учебно-информационной базы.
Реализация алгоритма проектирования ИТО, рассмотренного в настоящей главе, дает возможность преподавателю разрабатывать технологию обучения, позволяющую при ее реализации в учебном процессе вуза, в соответствии с поставленной дидактической задачей, планомерно довести студентов до изначально заданных уровней обученности, что и является основной целью подготовки специалистов-профессионалов в условиях компьютерного обучения.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Основные подходы и принципы проектирования информационной технологии обучения
- 2. Цели обучения
- 3. Отбор и структурирование содержания учебного материала
- ? выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения;
- 5. Выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения
- 6. Совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 41. Коммуникативное-информационные технологии в образовательном процессе
- 4 Библиотеки высших учебных заведений
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- 4.3. Внедрение новых технологий обучения и принципов организации учебного процесса
- 9.Информационные технологии в обучении. Компьютеризация учебного процесса
- Развитие образовательных процессов в среде информационных технологий
- В соответствии с существующими направлениями образовательной деятельности в Украине действуют высшие учебные заведения таких типов:
- 18.2. Информационные технологии в обучении
- 9. Информационные технологии в обучении. Компьютеризация учебного процесса
- Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование.