5. Выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения
Одним из основных этапов проектирования ИТО является этап выбора или специальной разработки, в соответствии с решаемой дидактической задачей, компьютерных или других информационных средств обучения. Большое их разнообразие не позволяет в настоящей главе полностью осветить все особенности этого процесса. Однако необходимо выделить общие требования предъявляемые к ИТО как дидактической системе, в которой используются данные средства. Опора на эти требования позволяет преподавателю сориентироваться и, в соответствии с заданными дидактическими целями, выбрать наиболее оптимальный вариант комплекта КомСО, позволяющий повысить продуктивность учебного процесса.
ИТО как дидактическая система, в составе которой используются КомСО, должна отвечать следующим требованиям:
1. Адаптивность. Система должна функционировать в соответствии с динамической моделью обучаемого.
2. Устойчивость. Система должна быть способной обнаруживать и корректировать ошибки ввода, которые человеку кажутся очевидными.
3. Полезность. Система должна уметь оказывать помощь испытывающему затруднения обучаемому, в соответствии с заложенными в ней принципами обучения и моделью обучаемого, вплоть до выдачи на дисплее документации, описывающей ее собственную структуру и способ действия.
4. Простота. Система должна минимизировать ввод с клавиатуры команд, необходимых для достижения поставленной задачи (то есть решение стандартных или простых задач должно достигаться нажатием нескольких ключевых клавиш) и обеспечивать диалог по всем вопросам относящимся к решению задач.
5. Понятность. Система не должна затруднять обучаемого необходимостью выбора из нескольких сот кнопок.
6. Мощность. Возможности вычислительного комплекса должны быть доступны всем обучаемым.
7. Контролируемость (управляемость). При работе с системой пользователь всегда должен иметь возможность определить свое место на пути к достижению учебной цели.
8. Согласованность. С точки зрения обучаемого система должна действовать понятно и последовательно (логично). Сообщения об ошибках должны быть тщательно спроектированы с тем, чтобы соответствовать представлениям обучаемого о способе действия системы.
9. Очевидность. Результаты действий обучаемого всегда должны демонстрироваться.
10. Гибкость. Опытные пользователи должны знать все возможности системы. Все обучаемые, даже среднего уровня и новички, должны иметь возможность отклоняться от стандартных способов решения.
11. Избыточность. Преподаватели с разными взглядами на проектирование должны иметь возможность использовать систему, не изменяя их (взглядов), и приходить к одному результату разными путями с применением по требованию педагога различных методов обучения (по крайней мере отличающихся по формальным компонентам).
12. Чувствительность. Система должна подчинять свои ответы известным ей нуждам обучаемого.
13. "Всеведение". Система должна уметь вести обучаемого "за руку" в тех случаях, когда есть основания считать, что ей уже известна большая часть того, что он хочет сделать.
14. Послушание. Система должна находиться под управлением обучаемого.
Предлагаемый подход к созданию ИТО как дидактической системе позволяет преподавателю при выборе или разработке конкретного КомСО (некоторой их совокупности) определить насколько полно могут быть при этом реализованы все перечисленные требования. Это значит, что изначально будут учтены дидактические особенности компьютерного обучения, ориентированного на развитие индивидуальных способностей студентов.
Особое внимание при проектировании ИТО следует обратить и на этап подготовки программно-методической документации. По трудоемкости, как показывает опыт, он вполне соизмерим с этапом разработки КОП, лежащей в основе любого КомСО.
Как правило, все современные программные продукты самодокументированы и инструкции по их использованию имеют вид контекстных подсказок. Тем не менее, пользователь должен иметь возможность ознакомиться с программным продуктом до его установки на компьютер и, кроме того, хорошо подготовленная документация дает определенные гарантии качества программного продукта.
В комплекс программно-методической документации должны обязательно входить эксплуатационная документация (руководство по установке КОП на компьютер, инструкция по эксплуатации, методика испытаний) и методическая документация, включающая руководства для преподавателя и обучаемого.
Этапы подготовки программной документации определены в стандартах ИСО 9000-3, ГОСТ Р/ТР 9294-93, ГОСТ Р ИСО 9127-94.
На методическую документацию стандарты не разработаны. В общем виде они могут содержать следующие разделы: описание назначения программы с точки зрения ее использования в ИТО, постановка учебной задачи, описание контрольных заданий, описание возможностей обучающей программы по проведению практических расчетов и оформлению результатов работы с ней, ссылки на базовую литературу, практические рекомендации по использованию КОП, примеры занятий и другие.
Разработка комплекса программно-методической документации позволяет в дальнейшем использовать КомСО при ИТО не только преподавателем-разработчиком но и его коллегами по кафедре.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Основные подходы и принципы проектирования информационной технологии обучения
- 2. Цели обучения
- 3. Отбор и структурирование содержания учебного материала
- ? выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения;
- 5. Выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения
- 6. Совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 41. Коммуникативное-информационные технологии в образовательном процессе
- 4 Библиотеки высших учебных заведений
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- 4.3. Внедрение новых технологий обучения и принципов организации учебного процесса
- 9.Информационные технологии в обучении. Компьютеризация учебного процесса
- Развитие образовательных процессов в среде информационных технологий
- В соответствии с существующими направлениями образовательной деятельности в Украине действуют высшие учебные заведения таких типов:
- 18.2. Информационные технологии в обучении
- 9. Информационные технологии в обучении. Компьютеризация учебного процесса
- Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование.