1.1 Понятие об активизации деятельности обучающихся
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия [6, 217].
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному [2, 327]. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение [9, 324].
Отношение обучающих к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.
Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности [18, 421].
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
* готовность выполнять учебные задания;
* стремление к самостоятельной деятельности;
* сознательность выполнения заданий;
* систематичность обучения;
* стремление повысить свой личный уровень и другие [3, 494].
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения обучающихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим обучающим без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности [13, 187].
Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [10, 357].
Активизация (от лат. Activus- деятельный) - 1) усиление, оживление деятельности; побуждение к решительным действиям;
2) педагогическая мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил обучающихся.
Активизация учебной деятельности - совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности; осуществляется по 3-м направлениям: педагогическому, социально - психологическому и социально - экономическому[18, 425].
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся [14, 117].
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении [4, 138].
Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и обучающихся, а во втором - о деятельности обучающихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся [11, 328].
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней [16, 173].
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса [19, 323].
Поэтому активизация деятельности обучающихся составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения) [12, 294].
- Пояснительная записка
- 1. Активизация деятельности обучающихся - актуальная проблема педагогики
- 1.1 Понятие об активизации деятельности обучающихся
- 1.2 Средства активизации деятельности
- 1.3 Способы активизации деятельности на уроках русского языка
- 2. Методика использования дидактических материалов на уроках русского языка в ОУ СПО
- Заключение
- Культурологический аспект уроков русского языка и литературы
- Структуры уроков русского языка
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- Современный урок русского языка в начальной школе
- 1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- § 2. Активизация методов обучения на современном уроке русского языка
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- 2.5 Активизация когнитивной деятельности как условие формирования языковой личности
- Методика преподавания русского языка