Активизация деятельности обучающихся на уроках русского языка

курсовая работа

Заключение

Проблема активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка была и остается одной из самых актуальных, так как русский язык является одним из сложных предметов.

Следовательно, однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным.

Способы и средства активизации деятельности обучающихся не потеряли своей значимости и в современном обучении, они постоянно изменяются, обновляются и совершенствуются. Применение различных средств и способов активизации деятельности обучающихся благотворно влияет на качество усвоения учебного материала за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность обучающихся и является одним из главных мотивов учения.

Делаем вывод о том, что знание средств и способов активизации деятельности имеет огромное значение для будущих учителей в плане повышения интереса к русскому языку у младших школьников.

Изучив вопрос о средствах активизации деятельности обучающихся, можно сказать, что стимулировать деятельность обучающихся можно путем использования занимательного материала, заданий для самостоятельной работы, тестов.

Такие задания позволяют воспитывать желание и умение учиться, создают такой эмоциональный фон урока, который помогает лучше и глубже усвоить содержание материала.

Занимательный материал позволяет создать атмосферу интереса, увлеченности на уроке, формировать как личностные качества обучающихся, например: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, так и психические познавательные процессы.

Задания для самостоятельной работы и тесты воспитывают ответственность, умение работать в парах, способствуют формированию умений и навыков, повышают орфографическую зоркость, а знания обучающихся по грамматике родного языка делают более совершенными.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что будущим учителям важно знать средства активизации деятельности обучающихся для использования в своей практике. Им необходимо понимать, что использовать средства активизации надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности, применять при изучении сложного, трудного для понимания грамматического материала, характеризующегося большой степенью абстрактности, не имеющего опоры на реальную действительность.

Необходимо разрабатывать комплекты занимательных материалов, заданий для самостоятельной работы, тестов по трудным темам с целью систематизации и упорядочения знаний обучающихся.

Поставленная перед нами цель - изучить понятие активизации деятельности обучающихся и средства активизации деятельности на уроках русского языка, создать комплект дидактических материалов на уроки русского языка - достигнута.

Задачи, которые ставились в работе, решены. Однако дипломный проект по названной теме не может исчерпать всей глубины проблемы, и работа может быть продолжена в практической деятельности.

Библиография

1. Алтухова Е.В. и др. Уроки учительского мастерства. 5 - 11 классы. Волгоград: Учитель, 2009. - 345 с.

2. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 448с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1992 . -543с.

4. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.

5.Желбанова Р.И., Козлова Л.П., Савина Н.Г. Основы педагогических исследований. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений повышенного уровня. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - 128 с.

6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. Учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 352 с.

7. Ли В.Е. Применение компьютера на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. - 548 с.320.

8. 13.Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2002. - Ч. 1. - 288 с.

9.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2 - е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988. - 479 с.

10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995. - 634 с.

11. Педагогика: учебное пособие для пед. институтов /под ред. Бабанского Ю. К.- М.: Просвещение, 1988. - 426 с.

12. Педагогика Под. ред. Ю. К. Бабанского - М., 1968. - 384 с.

13. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980. - 435 с.

14.Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». - М.: Просвещение-АСТ, 2003. - 320 с.

15. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.: ил.

16. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика,

1980. - 268 с.

17. Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера // Русский язык в школе. - №5. - 2001. С. 187.

18. Харламов И. Ф. Активизация учения школьников - М., 1970. - 536 с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Просвещение-АСТ, 1997. - 430 с.

20. Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М., 1984. - 357 с.

Приложение 1

Таблица 1

Приложение 2

Таблица 2

Приложение 3

Таблица 3

Приложение 4

Таблица 4

Приложение 5

Таблица 5

Делись добром ;)