Пояснительная записка
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно - воспитательного процесса. Новые цели образования требуют обновления его содержания, поиска таких форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Обилие предметных знаний при отсутствии интереса и осмысленности изучения у обучающихся может осваиваться ими только за счет эксплуатации их памяти и послушания.
Необходимость закладывать фундамент в виде развитого мышления, коммуникативных умений, способности к правильным учебным действиям, рефлексии требует высокого уровня профессиональной компетенции учителя, который должен уметь оптимально организовать деятельность обучающихся и ситуативно реагировать на ее результаты, что откроет новые возможности для обучающихся и позволит им входить в различные предметные области, понимая, а не запоминая; действовать самостоятельно, а не повторять чужие действия .
Русский язык является одним из сложных предметов. Следовательно, однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным.
Поэтому проблема активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. В течение долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов и практических работников школы. Учёные и учителя давно ведут поиск путей активизации деятельности обучающихся. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы, приемы и средства обучения, которые позволяли бы учить обучающихся мыслить. Система знаний по русскому языку нужна ученику не только сама по себе, а больше для решения разнообразных коммуникативных и практических задач.
Поэтому ученые стали искать ответ на вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи в любой новой ситуации .
Л.С. Выготский писал: "Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития" .
Повышению активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования. Воспитание общих приёмов мышления требует существенной перестройки процесса обучения и, в частности, создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по русскому языку и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике .
Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одно из самых действенных и распространенных средств побуждения обучающихся к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности.
Вопросы могут быть использованы учителем на занятиях как самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий. Именно поэтому вопросы учителя невозможно рассматривать отдельно от адекватных им заданий. В дальнейшем в работе уделяется особое внимание таким видам заданий, которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам, упражнениям. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания.
Таким образом, актуальность избранной темы определяется, с одной стороны, необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся, воспитания их творческих способностей, а с другой - недостаточной разработанностью названной проблемы в обучении русскому языку.
Цель: изучить понятие активизации деятельности обучающихся и средства активизации деятельности на уроках русского языка; составить комплект дидактических материалов для активизации деятельности обучающихся на уроке русского языка.
Задачи:
1) проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2) создать комплект дидактических материалов для использования на уроках русского языка, содержащий кроссворды, ребусы, задания для самостоятельной работы, тесты;
3) описать методику использования дидактических материалов по активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка;
Работая, над дипломным проектом, мы использовали следующие методы:
- анализ и синтез;
- конкретизация теоретических знаний .
- метод проекта.
Данной проблемой занимались следующие педагоги и психологи:
В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, настольной книгой при написании дипломного проекта была «Основы педагогического мастерства» Желбанова Р.И., Савина Н.Г., Козлова Л.П.
дидактический урок язык активизация
- Пояснительная записка
- 1. Активизация деятельности обучающихся - актуальная проблема педагогики
- 1.1 Понятие об активизации деятельности обучающихся
- 1.2 Средства активизации деятельности
- 1.3 Способы активизации деятельности на уроках русского языка
- 2. Методика использования дидактических материалов на уроках русского языка в ОУ СПО
- Заключение
- Культурологический аспект уроков русского языка и литературы
- Структуры уроков русского языка
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- Современный урок русского языка в начальной школе
- 1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- § 2. Активизация методов обучения на современном уроке русского языка
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка
- 2.5 Активизация когнитивной деятельности как условие формирования языковой личности
- Методика преподавания русского языка