logo search
Активация познавательной деятельности на уроке информатики

Заключение

В современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к. готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой.

Сегодня практически невозможно найти школу или вуз, в котором бы не изучались или не использовались информационные технологии. Педагогические программные средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний.

Таким образом, система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации.

Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте.

Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

На сегодняшний день для использования возможностей электронных учебников необходимы:

1. Пересмотр учебного плана средней школы с целью нахождения места обучению информационным технологиям и возможностей их интеграции в учебный процесс.

2. Разработка новых программ курса информатики и пересмотр концепций изучения этого предмета.

3. Использование компьютерных технологий обучения на любом учебном предмете.

4. Подготовка педагогических кадров на государственном уровне.

Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями.

В целом, информационные технологии значительно обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом.

Таким образом, наша гипотеза о том, что использование электронного учебника на уроках информатики послужит средством активизации познавательной деятельности учащихся подтвердилась.

Список литературы

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с.

2. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. - М.: Просвещение, 1991. - 218 с.

4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. -- М.: Вита-Пресс, 1999.

5. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.

6. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 1986. - 308 с.

7. Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2003. - 487 с.

8. Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. - 1991. - № З.

9. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. - 1996. - № 5.

10. Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с.

11. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1989. - № 3.

12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: Народное образование, 2005. - 208 с.

13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения // Информатика и информационные технологии в образовании. - №12. - 2004.

14. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. - 268 с.

15. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 278 с.

16. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. - № 11.

Приложение 1

Конспекты уроков по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника

Урок №1

Тип урока: усвоение новых знаний учащимися.

Форма обучения: индивидуально-обособленная.

Цели:

Образовательные:

а) познакомить учащихся с понятием «программное обеспечение» (ПО);

б) классификацией ПО;

в) ролью и назначением каждого класса ПО;

г) выработать у учащегося умение классифицировать ПО;

д) определять назначение и класс известных учащимся программ.

Развивающие:

а) учить учащихся анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, определять и объяснять понятия;

б) формировать умения и навыки рационально учится, четко и правильно формулировать свои мысли, идеи;

в) развивать память, речь, любознательность, познавательный интерес;

г) умения работать с Интернет-ресурсами, стремления к преодолению трудностей.

Воспитательные: воспитание дисциплины, аккуратности, настойчивости, ответственного отношения к учебной деятельности.

Основные понятия и термины:

Программное обеспечение (ПО); прикладное, системное ПО, инструментальные программные средства; операционная система, программа, оболочка, утилиты, система программирования, интегрированные пакеты, табличный процессор, электронная таблица, система управления базами данных (СУБД), файл, файловая система, транслятор, компилятор, интерпретатор, текстовый редактор, графический редактор, пакеты прикладных программ, сетевое программное обеспечение.

Программное обеспечение: Windows 95/98/2000/NT, программа Internet Explorer, электронная версия учебника Л.З. Шауцуковой «Информатика».

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка и мотивация учебной деятельности.

3. Новый материал.

4. Итог.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка и мотивация учебной деятельности.

Ребята, в начале изучения предмета информатики, мы с вами говорили о том, что персональный компьютер (ПК) состоит из двух основных частей: HardWare (аппаратного обеспечения) и SoftWare (программного обеспечения).

На прошлых уроках мы познакомились с аппаратной частью ПК, но существует одно условие, при котором компьютер «оживает» и все его блоки начинают выполнять предусмотренные действия. Это наличие в нем программ. Именно программы заставляют компьютер работать, выполнять всевозможные операции по вводу, преобразованию, сохранению и выводу информации. Программы является «душой» компьютера. Они предоставляют человеку среду и технологический инструментарий для создания текстовых документов, выполнения сложных расчетов, хранения больших массивов данных, компьютерных развлечений и т.д.

Но для эффективной работы на компьютере необходимо знать возможности каждой программы, когда и как ее применять, структурировать информацию.

Именно этих знаний нам с вами и не хватает, следовательно тема урока будет «Программное обеспечение».

Но изучать данный материал вы будете самостоятельно, а поможет вам в этом Интернет. Ведь в Интернете храниться информация для всех и обо всем. На сайте Л.З Шауцуковой «Информатика» имеется вся необходимая информация по теме нашего урока.

- Ребята, а что такое сайт? (заслушиваются ответы ребят, после чего

формулирует определение этого понятия)

Сайт (от английского слова .site. - участок) - это совокупность Web-страниц, принадлежащая частному лицу или организации и размещенная на каком-нибудь Web-сервере.

- А что такое Web-страница?

Web-страница - это документ «Всемирной паутины», который содержит текстовую и(или) графическую информацию, а также ссылки на другие документы Internet (необязательно на Web-страницы).

- А каков механизм поиска информации в сети Интернет, перехода от одной Web-страницы к другой? (формулируются учащимися, возможно с помощью учителя, принципы работы в Интернете, понятие навигации, переход по ссылкам и поиск информации в сети Интернет и в рамках одного сайта).

В течение двух уроков Вам надо найти всю необходимую информацию по теме урока, сформировать систему понятий, провести классификацию, выяснить роль и назначение программ. В работе Вам помогут индивидуальные карточки, содержащие основные направления вашей поисковой деятельности, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения, которые вы будете выполнять дома, это будет ваше домашнее задание.

Карточки имеют различную степень помощи:

Красная (карточка на «5») содержит только название темы урока, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения (это задания более высокого уровня, направленные на творческое развитие учащихся).

Желтая (карточка на «4») содержит перечень основных понятий, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения. (это задания продуктивного уровня, направленные на развитие определенных качеств личности учащихся)

Зеленая (карточка на «3») включает в себя перечень основных понятий с указанием ссылки на параграф учебника, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения. (это задания более низкого уровня сложности, но также направленные на развитие качеств личности)

Вы самостоятельно определяете степень сложности карточки и уровень трудности вашей работы на уроке и приступаете к поиску и изучению нового материала, если у вас возникнут сложности при работе, то можете обраться за помощью к учителю.

У каждого из учащихся на компьютере открыт сайт Л.З. Шауцуковой «Информатика» на главной странице. Каждый из них выбирает карточку соответственно поставленной им самим цели обучения на данном уроке, после чего ученик действует в соответствии с инструкцией карточки.

Красная карточка

Теория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?

2. В чем состоит назначение операционной системы?

3. К каким категориям программного обеспечения относятся программные пакеты: Norton Commander; MS-DOS; Windows 3.x; Windows-NT, Windows 95; Microsoft Word; Adobe PageMaker; Turbo Bascal, Turbo Basic; Microsoft Excel, Lotus; FoxPro, Access for Windows; Microsoft Office, Microsoft Works?

Задания для закрепления:

1. Систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Программное обеспечение» в виде плана-конспекта. (задание направлено на формирование умения систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания по теме)

2. Составить свою классификацию ПО и обосновать её. (задание направлено на формирование умения классифицировать изученный материал, обосновывать свою точку зрения)

3. Установить взаимосвязь и зависимость между аппаратным обеспечением компьютера и программным (задание направлено на формирование умения устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, проводить аналогии между объектами и явлениями)

Желтая карточка

Теория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».

Основные понятия:

Программное обеспечение; прикладное, системное ПО, инструментальные программные средства; операционная система, программа, оболочка, утилиты, система программирования, интегрированные пакеты, табличный процессор, электронная таблица, система управления базами данных (СУБД), файл, файловая система, транслятор, компилятор, интерпретатор, текстовый редактор, графический редактор, пакеты прикладных программ, сетевое программное обеспечение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?

2. Охарактеризуйте основные классы операционных систем.

3. К каким категориям программного обеспечения относятся программные пакеты: Norton Commander; MS-DOS; Windows 3.x; Windows-NT, Windows 95; Microsoft Word; Adobe PageMaker; Turbo Bascal, Turbo Basic; Microsoft Excel, Lotus; FoxPro, Access for Windows; Microsoft Office, Microsoft Works?

Задания для закрепления:

1. Составить план-схему темы «Программное обеспечение». (задание направлено на формирование умения структурировать полученные знания, видеть основу, суть полученных знаний)

2. Определить и обосновать использование определенного вида ПО на каждом этапе работы человека и ПК. (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания)

3. Что по вашему мнению является наиболее важным в компьютере . аппаратная или программная части? Ответ обосновать. (задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений)

Зеленая карточка

Теория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».

Основные понятия:

§ Программное обеспечение (ссылка «Теория» > глава 6 > 6.1);

§ Прикладное (6.2, 6.3),

§ системное ПО (6.2, 6.4),

§ инструментальные программные средства (6.2, 6.12);

§ операционная система (6.2, 6.4, 6.5, 6.7, 6.9),

§ программа-оболочка (6.2, 6.8),

§ утилиты (6.4, 6.7, 6.11)

§ система программирования (6.2, 6.11),

§ интегрированные пакеты (6.2, 6.20),

§ табличный процессор (6.2, 6.),

§ электронная таблица (6.2, 6.16),

§ система управления базами данных (СУБД) (6.2, 6.17),

§ файл, файловая система (6.5, 6.6),

§ транслятор (6.10),

§ компилятор (6.10, 6.11),

§ интерпретатор (6.10, 6.11),

§ текстовый редактор (6.13),

§ графический редактор (6.14, 6.15),

§ пакеты прикладных программ (6.19),

§ сетевое программное обеспечение (6.22).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?

2. В чем отличие прикладных программ от системных и инструментальных?

3. В чем состоит назначение операционной системы?

Задания для закрепления:

1. Составить «шпаргалку» по теме программное обеспечение». (задание направлено на формирование умения выделять главное, видеть суть понятия и явления)

2. Определить и обосновать использование определенного вида ПО на каждом этапе работы человека на ПК. (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания)

3. Выбрать один из классов ПО и доказать, что без него работа на компьютере невозможна. (задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений).

Урок №2

Урок по теме: «Архитектура ПК»

Цели:

Образовательные:

1. Проверить качество и прочность знаний по теме, а именно: знание магистрально-модульного принципа построения компьютера, основных и дополнительных устройств ПК, их важнейших характеристик.

Развивающие:

2. Развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к ВТ, познавательную активность учеников, умение проводить самоанализ и самоконтроль.

Воспитательные:

3. Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости, формирование этических норм общения.

Время: 45 мин

Материальное обеспечение: Класс IBM PC, контролирующая программа, листы контроля, программа-презентация по истории ВТ, набор карточек с вопросами по теме, лотерея.

Тип урока: Урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль при помощи электронного учебника, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК, самоподготовка при помощи электронного учебника.

Методическая цель: Показать применение различных форм контроля знаний на уроках информатики.

Ход занятия

1. Организационная часть: Приветствие, готовность оборудования, цели занятия, мотивация учебной деятельности, правила заполнения листа контроля.

2. Основная часть:

а) Этап актуализации знаний.

Цель: психологически подготовить учеников к сдаче зачета.

Самооценка своих знаний: Самоконтроль.

Ученики заполняют лист контроля, выбирая оценку, которую, по их мнению, заслуживают.

Уровни усвоения:

«3» - Знать основные этапы развития ВТ. Знать назначение основных устройств компьютера и его структурную схему, виды памяти ПК. Знать назначение и основные типы дополнительных устройств ПК.

«4» - Уметь проследить смену поколений ЭВМ в связи со сменой физических принципов работы. Знать магистрально-модульный принцип работы ПК, назначение ОЗУ, ПЗУ, КЭШ-памяти, внешней памяти ПК. Знать принцип действия дополнительных устройств ПК.