1.1. Шора Бекмурзович Ногмов - писатель, ученый
Писатель, ученый и просветитель Шора_Бекмурзович Ногмов был лингвистом, историком, этнографом, поэтом, собирателем и пропагандистом родного фольклора. Ш. Б. Ногмов родился в 1801 году в родовом ауле, близ Пятигорска. По словам историка Ад. Берже, «прадед его был природный абадзех и во второй поло-вине прошлого столетия выселился в Кабарду»[3,89]. Проработав около года после окончания духовной школы в Дагестане (1817) муллой в своем ауле, Ш. Б. Ногмов поступил на службу в русскую армию, где был в разные годы переводчиком, писарем полевой канцелярии 1-го Волжского казачьего полка, оруженосцем, корне-том лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона в Петербурге, поручиком Отдельного Кавказского корпуса в Тифлисе. Впослед-ствии он учительствовал в Нальчике, был секретарем Кабар-динского временного суда.
Ш. Б. Ногмов умер 10 июня 1844 года в Петербурге. По свиде-тельству современников, он отличался недюжинными способностями и пытливым умом. Прекрасно владел персидским, турецким, араб-ским и татарским языками. Русский язык знал в совершенстве и на нем создавал свои произведения, за исключением худо-жественных, написанных на кабардино-черкесском языке.
III. Б. Ногмов много работал над алфавитом и грамматикой родного языка. Ему принадлежит труд «Начальные правила адыгейской грамматики» (1840), который, как и другие труды ученого, был опубликован после его смерти.
Творческое наследие Ногмова составило двухтомник филологиче-ских трудов, который включает работы по языку, записи произ-ведений народной поэзии, а также кабардино-русский словарь. Здесь же опубликовано единственное дошедшее до нас стихотворение «Хох», написанное Ногмовым 21 сентября 1837 года по случаю приезда к нему в аул русского академика А. М. Шегрена -- его первого переводчика на русский язык с кабардинского.
В «Хохе» Ш. Б. Ногмов в форме традиционных народных здравиц -- хохов выразил свое уважение старшему другу и пожелал ему успехов. Он призывает русского ученого изучать кавказские языки и мечтает о просвещенном будущем и счастье людей, про-славляет науку и приветствует творческую дружбу ученых.
Старую традиционную форму здравиц Ногмов обогатил но-выми мыслями и новой рифмой. Впервые был сочинен хох о науке и просвещении.
Наиболее крупное литературное произведение III. Б. Ногмова -- «Черкесские предания», впоследствии получившие название «Исто-рия адыгейского народа, составленная по преданиям кабардин-цев». Опубликованный на Кавказе, потом в Петербурге и Москве, этот труд был замечен прогрессивной русской общественностью. «Черкесские предания» -- не только интересное историческое произведение, но и фольклорно-литературный памятник.
Как видно из краткого обзора литературы, посвященной дея-тельности и жизни Ш. Б. Ногмова, кавказоведческая наука до-стигла заметных успехов в изучении его творчества. Многие вопросы, связанные с выяснением общественно-политических и исто-рических взглядов Ш. Б. Ногмова, требуют исследования.
Оценивая филологические и исторические труды Ш. Б. Ногмо-ва, следует сказать, что они навечно вошли в фонд народной культуры адыгских народов XIX в.
Особенностью «Истории» Ш. Б. Ногмова является то, что она написана главным образом на основе лучших фольклорных мате-риалов. Это обстоятельство придает ей характер памятника народного фольклора. Адыгские народные исторические песни и сказания в интерпретации Ш. Б. Ногмова не теряют своей свеже-сти и оригинальности, а, наоборот, обретают живую кровь и плоть, удачно вписываются в живую историю народа, дают исто-рикам, филологам и этнографам основания для постоянных разду-мий, постановки, новых, требующих новых решении, научных проблем, позволяют изучить развитие общественной мысли и исторический процесс во всех его многосложностях и противо-речиях.
Бесспорно, некоторые выводы и обобщения Ш. Б. Ногмова выглядят наивными и необоснованными. Отдельные из них отстала от развития исторической науки того периода. Он допускал иног-да неверные интерпретации лингвистического материала, что, естественно, снижало научное значение его исторического труда, оцененного специалистами как «Летопись» адыгских народов, а самого Ногмова как адыгского Нестора.
- Глава 1. Жизнь и деятельность Ш.Б.Ногмова
- 1.1. Шора Бекмурзович Ногмов - писатель, ученый
- 1.2. Этапы жизни и творческой деятельности
- 1.3 «История адыхейского народа» Ш.Ногмова
- Глава 2. Адыгские педагоги - просветители
- 2.1. Умар Хапхалович Берсей - просветитель, баснописец
- 2.2. Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель
- 89. Ы. Алтынсарин – педагог, просветитель и основатель детской литературы.
- II абхазско-адыгские (абхазо-адыгские) языки
- II Абхазско-адыгские:
- 2.2. Пять постоянств адыгской этики
- II. Абхазско-адыгские (абхазо-адыгские) языки
- 4.2. Адыгский этикет - адыгэ щэнхабзэ
- 8.2. Этика как доминирующая тема адыгской цивилизации
- 8.5. Объективация и легитимизация адыгской этики
- 4.1. Природа и функции адыгской почтительности