logo search
Педагогическое наследие К.Д. Ушинского

2.2 Реализация идей Ушинского в современной школе

В «Родном слове» Ушинский произнес следующие слова: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся...» Ушинский. М., 1998, С. 113.. Эти слова должны стать гимном, уставом образовательной системы образования XXI в. и каждого учителя-педагога в частности. Несомненную пользу образованию и воспитанию личности учащихся приносит тот факт, что в современной школе существует много принципов обучения и воспитания младшего, среднего и старшего звена, за которые в XIX в. боролся великий педагог - К.Д. Ушинский. Они были восприняты еще советской школой, чьей наследнице является ныне существующая образовательная система Российской Федерации, несмотря на свое стремление видоизменить образовательные программы и внести в них части европейского образования.

Прежде всего, в каждой российской школе, в каждом ее классе действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения:

1. Своевременность. К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить. Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет пытаются занять голову своего ребенка, многочисленными знаниями из разных областей жизни, творческой и спортивной деятельностью, которая только возможна.

2. Постепенность. Великий педагог считал, что главным является не только количественная, но и качественная переработка информации.

3. Органичность. Согласно Ушинскому, «голова учащихся не должна набиваться фактами, плохо усвоенными и идеями, плохо переваренными, нужно, чтобы они вырастали органически из немногих зерен» Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.3., С. 157..

4. Постоянство. Константин Дмитриевич по этому принципу писал, что «способность к постоянству в умственной деятельности в одном направлении есть одно из важнейших условий всякого ученья; но способность эта развивается мало-помалу, постепенно. Приучайте детей к постоянству деятельности в одном направлении, но понемногу». Там же. Т.6. С. 248-249.

5. Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства дидактическое усвоения, как наглядность и повторение, что несомненно используется в современных школах, особенно в начальных классах.

6. Ясность. В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников. Так, например, в учебниках по истории, биологии, географии и др., существует принцип систематизации материала, что необходимо для ясного понимания изложения информации учащимся.

7. Самодеятельность учащихся. На данный момент, согласно новым ФГОС учащиеся должны быть предельно активными на уроке, они должны сами стремиться добывать знания, а учитель должен выполнять лишь роль координатора. Также и К.Д. Ушинский резко критиковал «одиночную» методу преподавания, при которой активен учитель и пассивны ученики. Но он же полагал, что самодеятельность учащихся выражается не только в активности их на уроке, но и внутренней работе по обработке информации.

8. Отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости. Данный дидактический принцип был отлично воспринят советской школой, которая была ориентирована на ученика «средних образовательных и воспитательных возможностей». Однако, согласно Ушинскому, «Истинный педагог во всем соблюдает середину. Он потребует произвольного внимания и, следовательно, усилий воли даже от маленьких детей, но в этих требованиях не превысит их сил» Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М.-Л., 1948-1952 гг., Т. 10, с. 407.. Сегодня существуют школы разной направленности, для того, чтобы детям разных склонностей было легко реализовать свои таланты.

9. Нравственность. Один из ключевых принципов дидактической системы Ушинского. На данный момент, воспитание высокой нравственности, сопряженной с чувством патриотизма является основной задачей современной школы. В этом смысле современные принципы образования действительно вобрали в себя мысль Ушинского о том, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов». Там же. Т.2. С. 243.

10. Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с применением их в настоящей жизни. Поэтому он считал, что в школе должна представлять собой место, где происходит соединению науки и жизни.

Данные дидактические принципы, разработанные К.Д. Ушинским во второй половине XIX в., не потеряли актуальность и значимость в образовательной системе настоящего времени, несмотря на ее постоянные изменения. Педагогические идеи К.Д. Ушинского и современность. Ярославль. 1975. Эти принципы могли реформироваться, но из школьной системы образования и воспитания они не ушли. Точно также, актуальным сегодня является взгляд Ушинского на развитие личности человека.

Развитие человека Константин Дмитриевич понимал как развитие всестороннее - физическое, умственное, нравственное и эстетическое, что никак не противоречит современному принципу всестороннего развития личности. Ушинский не понимал под образованием бесконечные занятия, чтение книг, оторванных от жизни, хотя считал, что ум надо развивать. Он видел в развивающем и воспитывающем обучении - активное обучение, формирующее мировоззрение и правильное понимание жизни. Ушинский с горечью писал, что «у нас все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности». Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М.-Л., 1948-1952 гг., Т.10, С. 382. Примечательны и слова великого педагога по поводу отдыха после занятий умственной деятельностью: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного» Там же. Т. 2., С. 359.. Наверное, этот принцип «оздоровления российских граждан» после умственной нагрузки крепко укрепился в современной системе образования, в которой занятия физической культурой проводятся три раза в школьную неделю.

Особо актуально на данный момент убеждение Ушинского о том, что обучение, должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания. Иными словами, согласно сегодняшней системе ФГОС, учитель должен «научить детей учиться». В период информационной и технической революции и относительно быстрого устаревания знаний, задача Ушинского является как нельзя актуальной в современной системе образования. К.Д. Ушинский еще в XIX в. писал, что следует передавать ученикам не только те иди другие познания, но и развивать у них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, ибо « обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения». Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М.-Л., 1948-1952 гг., Т.5, С. 340. Поэтому сегодня в школе часто применяется «система проектов», где ребенок сам на определенную тему, должен подготовить материал, преобразуя его в презентации или другие формы представления информации.

В качестве эффективного метода обучения и усвоения знаний, а также выработки своих собственных суждений, Ушинский рассматривал беседу. В своих работах он большое внимание уделял теоретическому обоснованию беседы, практическому использованию ее, раскрытию педагогической эффективности этого метода. «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные, - писал К.Д. Ушинский, - мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени сократическим» Ушинский. М., 1998, С. 173.. Беседа, по его мнению, позволяет учителю на основе имевшихся у учеников представлений об изучаемых предметах, подводить их к самостоятельным выводам и таким путем активизировать их мышление, совершенствовать его, поднимать на одну ступень выше. Активизацию умственной деятельности учащихся в процессе беседы К.Д. Ушинский справедливо рассматривал необходимым условием сознательного и прочного усвоения знаний. Этот принцип Ушинского крепко внедрился в современные методические способы преподавания предметов. Так как, прежде всего у ученика должно вырабатываться собственной мнение, в современных уроках часто используются такие принципы проверки усвоения материала, как дебаты и дискуссии. Ведь, по мнению великого педагога, неумение хорошо выразить свои мысли - меньший недостаток, чем отсутствие собственных мыслей. Ушинский считал, что эффективность беседы в значительной степени зависит от характера вопросов, методики постановки их перед учащимися, от качества ответов. Он рекомендовал учителям ставить четкие, ясные и доступные для понимания вопросы. Эти рекомендации реализуются в такой системе проверки знаний, как фронтальный опрос.

В своей двухтомной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский особое внимание уделил психическим процессам, влияющим на мыслительные способности человека. Исходя из своих данных, одним из средств активизации и развития мышления учащихся К.Д. Ушинский считал логические методы и приемы обучения: аналитико-синтетический, метод систематизации и обобщения знаний, сравнения, которые сегодня используются широко в преподавании естественных наук и развитии младших школьников. Наибольшее значение среди всех мыслительных операций К.Д. Ушинский придавал сравнению как «основе всякого понимания и всякого мышления». Правильное обучение, по мнению Ушинского, успешно организует психическое развитие ребенка в нужном направлении, пробуждая и стимулируя его самостоятельность и активность. Исходя из особенностей мышления младших школьников, ученый ставил вопрос о необходимости при первоначальном обучении развивать у детей наблюдательность. Развитие наблюдательности над реальными явлениями и предметами способствует успешному развитию ребенка. Исходя и наблюдений за образовательными принципами европейских стран, Ушинский советовал учителям воспользоваться естественные стремлениями человека к наглядности для получения прекрасных результатов обучения. Так как ребенок мыслит формами, красками, звуками, то основными средствами для наглядного обучения, по мнению Ушинского, должны быть предметы в натуре, картины, модели, изображающие реальные предметы и явления. Для того чтобы учащиеся могли лучше понять и запомнить особенности одной картины, К.Д. Ушинский предлагает сравнить ее с другой, в которой было бы сгруппировано как можно больше противоположных признаков. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. М., 1998, С. 148 Поэтому сегодня одним из самых современных методой обучения младших школьников являются уроки на природе, уроки с применением презентаций, опытов, карт и макетов.

Примечательно и то, что К.Д. Ушинский был противником формальных, догматических методов обучения, преподносящих знания в готовом виде и подавляющих самостоятельную мысль учащихся. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Сборник статей под редакцией В.Б. Петровича. Киев-Одесса, 1980. Не зря сегодня в школьной практике реализуется система проблемного обучения, где, например, учащиеся пытаются самостоятельно определить тему урока.

Беспокоило Ушинского содержание образования, что собственно является актуальной проблемой и в современности. Великий педагог, считал, что школа не может стоять в стороне от развития науки. Но наука в прямом смысле слова не может быть изучаема в школе, здесь изучаются ее основы. Про содержание курса образовательных программ Ушинский писал: «…Невольно нападаешь на мысль, что давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших школах и наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только на рутине, и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым…» Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.10,С.436.. Прогрессивная мысль Ушинского может быть воспринята модераторами школьных программ и учебников сегодня.

Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Сейчас он сильно видоизменен, но существует. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходящие исторически от российского народа, помогают формировать национальное самосознание позицию современных школьников, будущих граждан Российской Федерации.

И, наконец, несмотря на постоянное развитие новых современных технологий, Российская образовательная система не отходит от убеждения Ушинского, в том, что участие учителя, человеческой личности в процессе воспитания и обучения ребенка является необходимым условием. Ведь ребенок «воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности». Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.2., С. 532.Поэтому, следует признать, что позиция сторонников глобальной автоматизации обучения представляется бесперспективной крайностью в науке. Дистанционное образование, образование через глобальную сеть Интернета, через программу Scype, не достигнет высоких воспитательных и образовательных целей, которые возникают при прямом воздействии личности учителя на учащихся и воздействия учащихся между собой. Между тем, Ушинский возвеличивая личность учителя в педагогическом процессе указывал, о недопустимости навязывания интересов учителя учащимся, но необходимо пробуждать в них жажду собственных убеждений.

Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные дидактические принципы К.Д. Ушинского являются передовыми в современной школе. Однако, исходя из учета современных требований, основные педагогические идеи Ушинского видоизменились, превратились в другие формы, однако содержание его идей по поводу воспитания и образования человека крепко укрепилось в современной образовательной системе.