logo search
Педагогическое наследие К.Д. Ушинского

2.1 Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности

«Воспитатель есть художник; воспитанник - художественное произведение; школа - мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества». Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М.-Л., 1948-1952 гг., Т.2, С. 12.

К.Д. Ушинский создал оригинальную педагогическую систему, рассматривающую основные проблемы воспитания и обучения. Для раскрытия его дидактических принципов и идей, применяющихся в современной школе, надо рассмотреть ключевые моменты в понимании Константином Дмитриевичем педагогики, целей и задач воспитания и образования, а также его собственные суждения по содержанию и формам педагогического процесса.

Прежде всего, следует понимать, что педагогику как науку Ушинский не воспринимал, так как она «не может иметь притязаний на такую самостоятельность, какой обладают науки, открывающие законы природы, истории и духа человеческого. Она только пользуется всеми этими открытиями к достижению своей особенной воспитательной цели». Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. С. 25.Под педагогикой Ушинский понимал искусство воспитания человека. Основными науками, составляющими «главные основы педагогики» Ушинский считал физиологию, психологию, логику и историю. Делом воспитанием великий педагог считал воспитание такого «человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества» Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.4, С. 226., и был бы готов к самостоятельной жизни в обществе. При этом целью воспитания являлся гармонически развитый человек, а основой воспитания - свободный труд.

Обучение К.Д. Ушинский рассматривал как средство воспитания и выделял два вида учения: учение пассивное посредством преподавания и учение активное посредством собственного опыта. В процессе обучения Ушинский выделял следующие этапы:

ь 1.Живое восприятие материала;

ь 2.Переработка в сознании полученных образов;

ь 3.Систематизация знаний;

ь Закрепление знаний и навыков. История педагогики и образования под ред. З.И. Васильевой. 5-е издание. М., 2009.

Центральная задача обучения Ушинский считал, не количественное усвоение фактов, расширение знаний и опыта, а их систематизация, выявление в них главного. По мнению великого педагога, обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий:

o если оно будет связано с жизнью,

o если будет построено в соответствии с природой ребенка,

o если преподавание ведется на родном языке.

Основную ведущую роль в школе Ушинский отводил народному учителю-воспитателю. Никакие уставы и программы, согласно Ушинскому, не могут заменить личности в деле воспитания. Высокое общественное призвание подлинно народного учителя - нести знания в массы, формировать взгляды своих воспитанников. Убеждения воспитателя - самое главное в деле воспитания. С необыкновенным проникновением о роли и назначении воспитателя Ушинский говорил в статье «О пользе педагогической литературы», написанной в 1857 г. Учитель, по мнению Ушинского, должен быть высоконравственным и знать особенности учащихся во всех обстоятельствах.

Ушинский, будучи знакомым с европейской системой образования, а также обладая педагогической теорией и опытом, сформировал в своей педагогической системе некоторые основные проблемы современной ему образовательной системы в Российской Империи.

Первой может быть названа проблема народности воспитания и народной школы. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский не воспринимал и считал, что он нее пора отказаться и начать создавать школу на новой основе - народной. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. С. 39. Константин Дмитриевич считал, что благоденствие заключается не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей. Отсюда и требования к «народной» системе обучения и воспитания:

- воспитание должно быть самобытным, национальным;

- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

- народ определяет содержание и характер воспитания;

- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

- воспитание женщин должно осуществляться наравне с мужчинами;

Ушинский решительно отстаивал равноправие женщины во всех областях жизни, уделяя особое внимание праву женщины на равное с мужчиной образование. «Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращённого воображения французских романистов». Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. С. 23.

- обучение должно вестись на родном языке;

Главным предметом в общем гуманном образовании современного человека Ушинский считал вовсе не классические языки, а родной язык и родную литература.

- принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и т.д.

Ушинский считал, что «изучение латинской грамматики признается патентом на дальнейшее образование» Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.2, С. 103., но в нем нет места ни основательному знанию своей родины, ни уважению к своему отечеству.

Примечательно, что принцип народности в системе взглядов Ушинского был взят на вооружение советской школьной системой образования, которая строила собственную образовательную систему. Обращаясь к своей концепции народности, Ушинский даже задавался вопросом: «По какому праву будущего русского царя воспитывает человек, который не знает ни слова по-русски?». Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола. С. 47.

Другой проблемой исследований великого педагога была разработка педагогической антропологии. Получила свое широкое раскрытие в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Константин Дмитриевич выступал за всестороннее изучение особенностей человека: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех его отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.8.,С. 23.При этом главное внимание Ушинский обратил на «индивидуальную антропологию», то есть на изучение возрастных психологический особенностей детей и на необходимость систематической индивидуальной работы с детьми в процессе воспитания и обучения.

В педагогическом плане главным для Ушинского было не «образование ума» - обучение, а «образование души» - воспитание. Поэтому третьей важной проблемой в педагогике Ушинского является воспитание нравственных чувствований. Ее раскрытие дано Ушинским во втором томе «Опыта педагогической антропологии» и некоторых статьях. По глубокому убеждению Ушинского, в основе нравственности лежит борьба за счастье человека, а счастье это только в свободном труде. Поэтому, согласно воззрениям Ушинского нравственное и свободное трудовое воспитание неразрывно связаны. Важнейшими средствами нравственного воспитания Ушинский считал: обучение, свободную трудовую деятельность учащихся, личный пример учителя, убеждение, воспитание привычек поведения . Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982, С. 226.

Четвертой основной проблемой в педагогике Ушинского является система общедидактических требований успешного обучения. Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения - развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

Итак, педагогические принципы К.Д. Ушинского являются многогранными и разносторонними, но между ними существует логическая связь, основанная на чувстве патриотизма, на желании в лучшую сторону преобразовать систему образования и воспитания и сделать ее не хуже образовательных систем европейских стран.