logo search
Педагогическое наследие К.Д. Ушинского

1.2 Преобразования К.Д. Ушинским образовательной системы Смольного института. Изучение системы образования за границей. Последние этапы жизни великого педагога

ушинский педагогический воспитание личность

В феврале 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц и Александровское училище), что избавило его от открытого конфликта в Гатчине из-за яркого реформаторского курса молодого педагога. Однако «ярославская история» повторилась и в Смольном институте, который Ушинский за три года успел сделать лучшим женским учебным заведением в России. За короткий срок при огромном сопротивлении Ушинский произвел решительную реорганизацию этого старейшего учебного заведения. Е.Н. Водовозова, бывшая воспитанница института, писала в своих мемуарах:« Ушинский явился первым светлым лучом в царстве институтского мрака, пошлости, невежества и застоя». Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т.1. М., 1964. С. 505 Во время своей работы в Смольном институте, Ушинский ввел многочисленные преобразования в систему воспитания и образования этого заведения. Он уменьшил срок пребывания воспитанниц в институте с 9 до 7 лет, уравнял объем знаний в «благородном» и «неблагородном» отделении, ввел отпуска для воспитанниц на каникулы и праздники к родителям. Кроме того, Ушинский вместе с преподавателями-единомышленниками решительно изменил содержание образования и методы обучения, введя, в частности, преподавание естествознания и физики, усиливая преподавание родного языка за счет иностранных. Сверх основных семи классов Ушинским был введен двухлетний педагогический класс. Данная программа была рассчитана на то, чтобы на первом году обучения воспитанницы наряду с общеобразовательными предметами изучали педагогику и методику, посвящая второй год педагогической практике.

В Смольном институте, Ушинский постепенно раскрывал свой реформаторский характер и педагогический талант. Помимо работы в Смольном, он активно сотрудничал в различных журналах, а с 1960 г. редактировал «Журнал Министерства народного просвещения». Константин Дмитриевич хотел превратить журнал в действительно педагогический и популярно-философский журнал, предназначенный преимущественно для учителей гимназий и уездных училищ. На страницах журнала Ушинский не боялся публиковать статьи, критикующие реакционной деятельности Министерства просвещения и вносящие предложения о демократизации народного образования. Только за 1860-1861 гг. в журнале были опубликованы такие статьи Ушинского, как «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Проект учительской семинарии», «Воскресные школы» и «Родное слово».

Прогрессивная деятельность Ушинского вызвала недовольства министра просвещения графа Е.В. Путятина, который был назначен на эту должность в 1861 г. Возвратиться к прежнему устройству журнала Ушинский не желал и 1 декабря 1861 г. подал заявление об освобождении его от обязанности редактора. Всю свою педагогическую энергию Константин Дмитриевич отдал изданию книги для классного чтения «Детский мир».

В это же время в Смольном институте Ушинского начали обвинять в «свободомыслии, неуважительном отношении к начальству, безбожии и безнравственности». Гончаров Н.К. К.Д. Ушинский - великий педагог-гуманист. М., 1974. С. 13Это послужило предлогом для отстранения Ушинского от должности инспектора классов по состоянию здоровья.

В июле 1862 г. руководство Ведомства императрицы Марии (куда входил, в частности, и Смольный институт) командировало Ушинского за границу для изучения состояния и организации женского образования в Европе, а также для подготовки учебника по педагогике. Вынужденная командировка, ставшая по существу почетной ссылкой, продолжалась пять лет. За границей великий русский педагог изучал систему образования в таких развитых европейских странах как Швейцария, Германия, Франция и Бельгия. В это время продолжалась и его литературно-научная деятельность, насыщенная новыми впечатлениями. За границей Ушинский создал учебную книгу «Родное слово» - классический учебник русской начальной школы и окончил первые два тома фундаментальной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Несмотря на тоску по Родине и разочарование в западноевропейской буржуазной демократии, Ушинский раскрыл свой талант педагога, не занимая с 1862 г. никакой официальной должности.

В 1867 г. Ушинский возвратился в Российскую Империю, но в Империю не либерально настроенного императора Александра II, а консервативно - бюрократическую, охранительную, реакционную страну. 3 января 1871 г. (22 декабря 1870) в Одессе на 47-м году жизни Ушинский скончался. Его похоронил, согласно его завещанию, в Киеве. В медицинском заключении о причинах его смерти записано, что она наступила от напряженной умственной деятельности, от усиленного учения, которое истощило его физические силы и привело к преждевременной кончине. Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008., С. 19-20.

3 января 1871 г. (22 декабря 1870) в Одессе на 47-м году жизни Ушинский скончался. Его похоронил, согласно его завещанию, в Киеве. В медицинском заключении о причинах его смерти записано, что она наступила от напряженной умственной деятельности, от усиленного учения, которое истощило его физические силы и привело к преждевременной кончине.

Подводя итог творческой жизни К.Л. Ушинского на благо улучшения педагогической ситуации в Российской империи, можно сделать вывод, что совершенно очевидно: при другой, более свободной обстановке К.Д. Ушинский смог бы привнести в педагогику еще больше новых свежих идей, нежели в условиях гнета самодержавной России. Но благодаря реформаторской деятельности, привнесению в сложных обстоятельствах нового духа в систему образования и воспитания личности, Ушинского по праву называют учителем всех русских учителей.