logo search
Педагогическое наследие К.Д. Ушинского

1.1 Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте

«Ни железные дороги сами по себе, ни земские учреждения, ни судебные реформы не могут оказать на народ всего своего благодетельного влияния, если уровень его образования не будет хоть сколько-нибудь поднят школой». Ушинские К.Д. Собрание сочинений. Т.11., М.-Л., 1948-1952. Т.2, С. 124.

Особый взгляд на систему образования и воспитания личности сложился у Константина Дмитриевича Ушинского под воздействием подъема освободительного движения в России в середине 50-х гг. XIX в. Но немаловажную роль в формировании педагогического мировоззрения и гражданской позиции сыграли жизненные этапы и обстоятельства педагога.

К.Д. Ушинский родился в Туле 19 февраля (2 марта по новому стилю) 1824 г., примечательно, что именно в этот день 1860 г. в стране будет объявлен манифест об отмене крепостного права, противником которого в будущем станет Константин Дмитриевич. Детство свое будущий педагог провел в небольшом живописном городке Новгород-Северске Черниговской губернии, навсегда сохранив теплые воспоминания об окружавшей его природе. Благоприятная обстановка растила в педагоге добрую и чувствительную натуру.

До 9 лет Ушинский воспитывался в семье, а затем поступил в Новгород-Северскую гимназию, которую окончил в 1940 году. Вспоминая о гимназических года Ушинский уже волей-неволей формулировал первые свои педагогические принципы, он писал: «…Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…». Там же. Т. 4, С. 52. После окончания гимназии Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, который в то время, подавал тон всей умственной жизни русского общества. Однако годы университетского учения Ушинского проходили в условиях бюрократического-крепостнического режима правительства Николая I, которое устанавливало строгий контроль над деятельностью университетов и не давало возможности распространения своевольного студенческого духа. Любимыми профессорами Ушинского были Т.Н. Грановский - преподаватель истории средних веков и П.Г. Редкин - профессор правоведения.

Легкость и быстрота усвоения знаний, огромное трудолюбие, усидчивость и принципиальность позволили Ушинскому окончить университет с отличием. Два года, которые он после университета пробыл в Москве, готовясь к магистерскому экзамену, были периодом напряженных социальных и научных исканий. Ушинский. М., 1998, С.10. Может быть, в результате этих исканий, в 1845 г. Ушинского и увлекла идея написать историю России. Однако проявить себя в роли историка ему не удалось, так как в августе 1846 г. Константин Дмитриевич был назначен в Ярославский Демидовский лицей, где и началась официально его педагогическая деятельность. В качестве профессора камеральных наук Ушинский преподавал в Ярославском лицее всего три года (до сентября 1849), так как с первых шагов деятельность молодого профессора, пытавшегося реформировать устаревший курс лицейского преподавания, вызвала резкое недовольство реакционной профессуры. Ушинского обвиняли в «самовольном» изменение учебных программ, за «дух своеволия и непокорности начальству», «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея». Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008., С. 15. Уже в 1948 г. Ушинский опубликовал свой первый научный труд «О камеральном образовании», в котором были поставлены крупные методологические проблемы. В нем Ушинский резко критиковал систему преподавания наук в высших системных учреждениях, выдвигал идею создания государства без произвола и насилия, приводил принцип поступательного развития общества. Гончаров Н.К. К.Д. Ушинский - великий педагог-гуманист. М., 1974. С. 10.

Вследствие своего реформаторского духа, способности мыслить по-новому и желании совершенствовать систему образования, Ушинского уволили из лицея, и он долгое время не мог найти места учители ни в одном учебном заведении. Поэтому Константин Дмитриевич вынужден был поступить на службу мелким чиновником в один из департаментов Министерства внутренних дел. Через четыре года он был уволен и с этой должности.

Лишь в ноябре 1854 г. Ушинский по предложению директора Гатчинского сиротского института П.В. Голохвастова получил назначение в этот институт старшим учителем русской словесности и юридических предметов. Через полгода он стал в институте инспектором классов.

Гатчинский институт представлял собой большое закрытое среднее профессионально-юридическое учебное заведение, готовившее своих воспитанников (свыше 600 человек) к занятию различных должностей в многочисленных департаментах и министерствах. Ушинский столкнулся в этом огромном и своеобразном заведении со многими сложнейшими педагогическими проблемами, решение которых увлекло его. Не зря в период работы в институте Ушинский написал свои первые педагогические статьи - «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», которые были опубликованы на страницах «Журнала для воспитания» за 1857 и 1859 гг.

Таким образом, сочетание теории и практики в педагогической отрасли выдвинули в это время яркого педагога в лице К.Д. Ушинского. Именно в Гатчине Константин Дмитриевич стал педагогом. Именно в этот период выделяются такая его гражданская позиция, как защита принципов личной человеческой свободы, человеческого достоинства, свободы слова, равенства людей перед законом, уважения к правам всякого человека, кто бы он ни был.