1.1 Общие требования, предъявляемые к адаптивной технологии обучения
Для начала выявим и проанализируем требования, предъявляемые к адаптивной технологии обучения. Выявление и анализ требований производится с помощью методики системного анализа [5]. Эта методика предполагает выявление всех «заинтересованных сторон» - участников проблемной ситуации. На рис. 1.1 представлены основные целеполагающие системы для адаптивной технологии обучения.
Рис. 1.1 - Основные целеполагающие системы
Требования со стороны обучаемого. Для максимального усвоения знаний и навыков будущей деятельности обучаемых, и разрабатывается адаптивная технология обучения (АТО). Согласно [5], требования со стороны обучаемого можно разделить на три группы:
- психолого-педагогические;
- инженерно-психологические
- медицинские.
Психолого-педагогические определяют эффективность учебного процесса. При этом:
1. АТО должна адаптироваться к физиологическим и психологическим особенностям обучаемого (память, темперамент, реакция, физическое и умственное развитие, возраст, зрение, слух).
2. АТО должна быть основана на деятельностном подходе в формировании психики, эрудиции и нравственных качеств.
3. АТО должна обеспечить постоянную и положительную мотивацию деятельности обучаемого.
4. АТО должна использовать комбинированные приемы обучения, которые развивают и используют как абстрактно-логическое, так и образно-эмоциональное мышление, интуицию обучаемого.
5. АТО должна впитывать в себя последние достижения в области педагогических наук.
Инженерно-психологические требования определяют интерфейс между обучаемым и компьютером. Здесь требования будут следующими:
1. Простота работы.
2. Дружелюбность интерфейса.
3. Приспособление к требованиям конкретного обучаемого, (например, настройка цвета и шрифта, возможности увеличения шрифта).
4. Организация комфортного интерфейса.
Медицинские требования определяют факторы АТО, которые влияют на здоровье обучаемого. Эти требования определяют влияние компьютера на обучаемого. Прежде всего, это касается зрения, психики и нервной системы.
Требования со стороны преподавателя. Преподаватель непосредственно организует обучение предмета с помощью готовой АТО. Запускает при необходимости программу, наблюдает за ходом работы учащегося, приходит на помощь, при возникновении трудностей. Регистрирует текущие успехи обучаемого. Основные требования со стороны преподавателя следующие:
1. Обеспечение различных форм организации работы.
2. Обеспечение различных видов связи преподавателя с обучаемыми.
3. Различные формы накопления опыта (протоколирование процесса обучения; статический анализ).
4. Возможность внесения изменений в АТО.
Требования разработчиков. В процессе разработки АТО выделяются 3 основные составляющие: психолого-педагогическая, организационно-экономическая и техническая. Психолого-педагогическая составляющая обеспечивает педагогические цели и методы достижения их в разрабатываемой АТО. Организационно-экономическая составляющая обеспечивает реализацию и тиражирование данной АТО при заданных финансовых, трудовых и временных ограничениях. Техническая составляющая собственно реализует АТО в виде программного, информационного и иных обеспечениях.
Важным требованием для АТО является возможность подключения компьютера в сеть Интернет. Также стоит отметить немаловажное свойство - интероперабельность. О нем так же говориться в [6].
Требования со стороны общества. В целом общество выдвигает ряд требований к разрабатываемой АТО. Это, прежде всего требования соблюдения безопасности использования знаний. Т.е. знания, полученные с помощью данной АТО, не должны использоваться во вред людям и природе. Другим важным требованием является повышение культурного уровня обучаемого. Т.е. обучаемый должен получать не только чистые знания по данной конкретной теме, но и выдающиеся примеры приобретения или применения этих знаний.
- 2.3. Технология адаптивного обучения
- Технология адаптивного обучения
- Перечислите основные характеристики когнитивного научения (по ж. Годфруа).
- Факультативное ассоциативное научение
- Когнитивное научение -
- 4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.
- 52. Когнитивная психология, ее общая характеристика. Д. Миллер, у. Найссер.
- 2.2.2. Когнитивная модель научения
- Интеллектуального когнитивного научения разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям.
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением