logo search
Адаптивная технология обучения, основанная на когнитивном научении

Глава 1. Обзор и анализ существующих технологий обучения

Технология обучения (ТО) - комплекс взаимосвязанных форм, методов, приемов и средств обучения, направленный на формирование у субъекта обучения знаний, умений и навыков, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины [1].

Сравнительный анализ основных ТО представлен в таблице 1.1 [2].

Таблица 1.1 - Сравнительный анализ технологий обучения

Технология

Цель обучения

Объект изменения в обучении и сущность оперирования с этим объектом

Сфера предпочтительного применения

Ограничения по применению

Поэтапного формирования умственных действий

Выготский Л. С., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А.

Формирование системы действенных знаний, прочных умений и навыков с учетом психических особенностей усвоения учебного материала

Управление образовательным процессом путем четкого разделения учебной деятельности по этапам формирования умственных действий

Среднее образование и этап фундаментальной подготовки обучаемого

Не рассматриваются взаимосвязи обучения и производства, переход от познавательной деятельности к профессиональной

Проективного обучения

Ильин Г.Л., Леднев В.С.

Формирование способностей обучающегося извлекать знания из информации, генерировать идеи, проекты в социальном контексте

Содержание образования выступает как проект, инициированный и определяемый самим обучаемым

Повышение квалификации, последипломное образование

Развитость мышления обучающихся, владение навыками исследований и наличие потребности в образовании

Программированного обучения

Скиннер Б.Ф., Беспалько В.П., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф.

Формирование знаний, умений и навыков учебной деятельности

Управление процессом обучения путем программирования мелких доз учебного материала

На этапе формирования фундаментальных знаний

Дефицит общения, акцент на репродуктивные операции, алгоритмы

Проблемного обучения

Дж. Брунер, Рубинштейн С. Л., Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Архангельский С.И., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Ян С.А. и др.

Развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности

Реструктурирование содержания с позиции проблемного представления и передачи учебного материала

Вcе уровни образования. Дисциплины, легко поддающиеся проблемному изложению учебного материала

Не дает средств организации собственной деятельности. Ограничивается характером изучаемого материала, квалификацией преподавателя

Контекстного обучения

Вербицкий А.А., Борисова Н.В. и др.

Активизация обучающих за счет воссоздания контекста профессиональной деятельности

Жесткое отражение профессиональной деятельности в содержании, формах и методах обучения

Среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации, последипломное

Высокие требования к преподавателю как педагогу и специалисту одновременно

Модульного обучения

Рассел И.Д., Курх С., Б. и М. Гольдшмид, Юцявичене П.А., Вазина К.Я., Карпов В.В.

Обеспечение гибкости содержания обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки

Обучаемый самостоятельно может работать над учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство

Профессиональное образование

Трудоемкость процесса, необходимы специальные навыки преподавателей, издательская база и изменения в режиме учебных занятий

Концентрированного обучения

Ибрагимов Г.И.,

Блонский П., Шаталов В.Ф.

Создание оптимальных условий учета психологических особенностей человеческого восприятия; «погружение» в предмет

Реструктурирование содержания обучения в блоки

Среднее профессиональное образование

Требует пересмотра учебных планов, расписания занятий

Активного обучения

Вербицкий А.А., Бирштейн М.М., Борисова Н.В., Бурков В.Н., Пидкасистый П.И.и др.

Повышение поведенческой и познавательной активности.

Активизация обучающихся с помощью особой организации их взаимодействия между собой и/или с преподавателем

Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование

Квалификация преподавателей

Дистанционного обучения

D. Keegan, M.Moore, A.Bates, B.Holmberg, O.Peters, G.Rumble, J.Daniel,

Щенников С.А.

Повышение информационных возможностей при отсутствии очного контакта с преподавателем

Управление образовательным процессом так, чтобы обучающийся самостоятельно мог работать с учебной программой

Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование

Квалификация преподавателей, требует пересмотра учебных планов, модульного построения

Адаптивного обучения

Границкая А.С., Долинер Л.И., Шилина Н.В., Власова Е.З.

Организация учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых

Центральное место отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений

Вcе уровни образования

Квалификация преподавателей

Активное развитие в образовательной практике получило электронное обучение, использующее технологию дистанционного обучения. Однако у технологии дистанционного обучения есть серьезный недостаток - большинство систем дистанционного обучения ориентированы на среднестатистического обучаемого и не предназначены для индивидуального обучения, которое является наиболее эффективным.

Наибольшая эффективность в процессе электронного обучения достигается с применением технологий адаптивного обучения, т.к. использование данной технологии способно повысить эффективность и качество образовательных программ, а также усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучаемых. Делая основной упор на адаптивные технологии, создается наиболее благоприятная среда для развития, обучаемого с уже проявленной одаренностью, и учитываются индивидуальные особенности каждого обучаемого. Свойство адаптивности необходимо в целях обеспечения индивидуализации и дифференциации процесса обучения [3].

В целом, под адаптивностью понимается персонификация процесса обучения на основе создания электронных курсов, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых, в том числе психологические особенности, скорость восприятия, уровень начальных знаний, а также индивидуальные цели и задачи обучения [4].