Глава 1. Обзор и анализ существующих технологий обучения
Технология обучения (ТО) - комплекс взаимосвязанных форм, методов, приемов и средств обучения, направленный на формирование у субъекта обучения знаний, умений и навыков, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины [1].
Сравнительный анализ основных ТО представлен в таблице 1.1 [2].
Таблица 1.1 - Сравнительный анализ технологий обучения
Технология |
Цель обучения |
Объект изменения в обучении и сущность оперирования с этим объектом |
Сфера предпочтительного применения |
Ограничения по применению |
|
Поэтапного формирования умственных действий Выготский Л. С., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А. |
Формирование системы действенных знаний, прочных умений и навыков с учетом психических особенностей усвоения учебного материала |
Управление образовательным процессом путем четкого разделения учебной деятельности по этапам формирования умственных действий |
Среднее образование и этап фундаментальной подготовки обучаемого |
Не рассматриваются взаимосвязи обучения и производства, переход от познавательной деятельности к профессиональной |
|
Проективного обучения Ильин Г.Л., Леднев В.С. |
Формирование способностей обучающегося извлекать знания из информации, генерировать идеи, проекты в социальном контексте |
Содержание образования выступает как проект, инициированный и определяемый самим обучаемым |
Повышение квалификации, последипломное образование |
Развитость мышления обучающихся, владение навыками исследований и наличие потребности в образовании |
|
Программированного обучения Скиннер Б.Ф., Беспалько В.П., Ланда Л.Н., Талызина Н.Ф. |
Формирование знаний, умений и навыков учебной деятельности |
Управление процессом обучения путем программирования мелких доз учебного материала |
На этапе формирования фундаментальных знаний |
Дефицит общения, акцент на репродуктивные операции, алгоритмы |
|
Проблемного обучения Дж. Брунер, Рубинштейн С. Л., Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Архангельский С.И., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Ян С.А. и др. |
Развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности |
Реструктурирование содержания с позиции проблемного представления и передачи учебного материала |
Вcе уровни образования. Дисциплины, легко поддающиеся проблемному изложению учебного материала |
Не дает средств организации собственной деятельности. Ограничивается характером изучаемого материала, квалификацией преподавателя |
|
Контекстного обучения Вербицкий А.А., Борисова Н.В. и др. |
Активизация обучающих за счет воссоздания контекста профессиональной деятельности |
Жесткое отражение профессиональной деятельности в содержании, формах и методах обучения |
Среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации, последипломное |
Высокие требования к преподавателю как педагогу и специалисту одновременно |
|
Модульного обучения Рассел И.Д., Курх С., Б. и М. Гольдшмид, Юцявичене П.А., Вазина К.Я., Карпов В.В. |
Обеспечение гибкости содержания обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки |
Обучаемый самостоятельно может работать над учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство |
Профессиональное образование |
Трудоемкость процесса, необходимы специальные навыки преподавателей, издательская база и изменения в режиме учебных занятий |
|
Концентрированного обучения Ибрагимов Г.И., Блонский П., Шаталов В.Ф. |
Создание оптимальных условий учета психологических особенностей человеческого восприятия; «погружение» в предмет |
Реструктурирование содержания обучения в блоки |
Среднее профессиональное образование |
Требует пересмотра учебных планов, расписания занятий |
|
Активного обучения Вербицкий А.А., Бирштейн М.М., Борисова Н.В., Бурков В.Н., Пидкасистый П.И.и др. |
Повышение поведенческой и познавательной активности. |
Активизация обучающихся с помощью особой организации их взаимодействия между собой и/или с преподавателем |
Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование |
Квалификация преподавателей |
|
Дистанционного обучения D. Keegan, M.Moore, A.Bates, B.Holmberg, O.Peters, G.Rumble, J.Daniel, Щенников С.А. |
Повышение информационных возможностей при отсутствии очного контакта с преподавателем |
Управление образовательным процессом так, чтобы обучающийся самостоятельно мог работать с учебной программой |
Общее среднее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование |
Квалификация преподавателей, требует пересмотра учебных планов, модульного построения |
|
Адаптивного обучения Границкая А.С., Долинер Л.И., Шилина Н.В., Власова Е.З. |
Организация учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых |
Центральное место отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений |
Вcе уровни образования |
Квалификация преподавателей |
Активное развитие в образовательной практике получило электронное обучение, использующее технологию дистанционного обучения. Однако у технологии дистанционного обучения есть серьезный недостаток - большинство систем дистанционного обучения ориентированы на среднестатистического обучаемого и не предназначены для индивидуального обучения, которое является наиболее эффективным.
Наибольшая эффективность в процессе электронного обучения достигается с применением технологий адаптивного обучения, т.к. использование данной технологии способно повысить эффективность и качество образовательных программ, а также усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучаемых. Делая основной упор на адаптивные технологии, создается наиболее благоприятная среда для развития, обучаемого с уже проявленной одаренностью, и учитываются индивидуальные особенности каждого обучаемого. Свойство адаптивности необходимо в целях обеспечения индивидуализации и дифференциации процесса обучения [3].
В целом, под адаптивностью понимается персонификация процесса обучения на основе создания электронных курсов, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых, в том числе психологические особенности, скорость восприятия, уровень начальных знаний, а также индивидуальные цели и задачи обучения [4].
- 2.3. Технология адаптивного обучения
- Технология адаптивного обучения
- Перечислите основные характеристики когнитивного научения (по ж. Годфруа).
- Факультативное ассоциативное научение
- Когнитивное научение -
- 4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.
- 52. Когнитивная психология, ее общая характеристика. Д. Миллер, у. Найссер.
- 2.2.2. Когнитивная модель научения
- Интеллектуального когнитивного научения разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям.
- 1. Обучение и развитие человека. Соотношение обучения с научением и учением