2.1 Организация работы
В ходе исследования нами были использованы методики: методика "Весёлый-грустный", методика неоконченных предложений.
Методика "Весёлый - грустный" была выбрана нами в связи с тем, что она ориентирована на выявление эмоционально-значимых сторон жизни младших школьников с умственной отсталостью.
Методика неоконченных предложений была выбрана нами с тем, что она ориентирована на выявление отношений младших школьников с умственной отсталостью к разным сферам общения и учебной деятельности.
Методики были взяты из практикума по возрастной психологии под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
Методики проводились в коррекционной школе VIII вида № 20 в 3 классе. В исследовании участвовали 10 детей 9-10-летнего возраста, 7 девочки и 3 мальчика.
Методика "Весёлый-грустный".
Цель методики: изучение представлений 9-10-летних детей с умственной отсталостью об эмоционально-значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.
Оборудование: карточки с текстами.
Проведение исследования.
Детям 10-12 лет предлагают придумать завершение рассказа.
Ход работы: Придумай, чем закончится история. "Петя пришёл из школы грустный. Мама спросила его: "Поему ты такой грустный?" Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…" Что дальше сказал Петя?
Может использоваться текст, где у мальчика весёлое настроение.
Ответы детей распределяются по 4 типам.
1. "Отметка": грустный - потому что учительница поставила двойку, весёлый - потому что учительница поставила пятёрку и т.д.;
2. "Непосредственные отношения с учителем": поругала, была добрая, выгнала из класса, была сердитая, наказала и т.д.;
3. "Учитель - уроки": учительница заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу и т.д. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков;
4. "Содержание деятельности": ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т.п. [13,282]
Полученные результаты можно показать в виде таблицы 1
Категории ответов |
Ответы детей |
||
весёлый |
грустный |
||
Отметка |
3 |
5 |
|
Непосредственные отношения с учителем |
4 |
3 |
|
Учитель - уроки |
2 |
1 |
|
Содержание деятельности |
1 |
1 |
|
Прочие ответы |
0 |
0 |
|
Всего |
10 |
10 |
Обработка результатов: В завершении текста, где у мальчика грустное настроение, 5 учащихся дали ответы 1 типа "отметка" (поставила двойку), что соответствует 50%; 3 учащихся дали ответы 2 типа "непосредственные отношения с учителем" (поругала, была сердитая, наказала) (30%); 1 учащийся дал ответ 3 типа "учитель - уроки" (учительница заболела) (10%); 1 учащийся дал ответ 4 типа "содержание деятельности" (трудное задание) (10%).
В завершении текста, где у мальчика весёлое настроение, 3 учащихся дали ответы 1 типа "отметка" (поставила пятёрку) (30%); 4 учащихся дали ответы 2 типа "непосредственные отношения с учителем" (похвалила, была добрая) (40%); 2 учащихся дали ответы 3 типа "учитель - уроки" (пришла сегодня) (20%); 1учащийся дал ответ 4 типа "содержание деятельности" (лёгкое задание) (10%).
В ходе исследования было выявлено, что большее количество ответов (50% в первом случае и 30% во втором) младшие школьники с умственной отсталостью дали с ориентацией оценивания их знаний учителем. Они считают, если у ученика плохое настроение, значит, ему поставили плохую отметку.
А 40% учащихся в первом случае и 30% во втором дали ответы с ориентацией на взаимоотношения с учителем.
Младшие школьники с умственной отсталостью часто беспокоятся и тревожатся по поводу оценок и отношений с учителем.
Школьники негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога.
Методика неоконченных предложений.
Цель методики: выявление страхов младших школьников с умственной отсталостью в разных сферах общений и деятельности.
Оборудование: карточки с предложениями.
Проведение исследования: детям 9-10 лет предлагаются неоконченные предложения. Необходимо их закончить.
Ход работы: Ребёнку предлагается закончить предложение, например:
1. Когда я думаю о школе…
2. Когда я иду в школу…
3. Когда кончаются уроки…
4. Когда я отвечаю у доски…
5. Когда я получаю двойку…
Может предлагаться разное количество предложений. Это зависит от индивидуальных особенностей детей. [13,298]
Полученные результаты заносятся в таблицу 2
№ |
Ф.И. |
Возраст |
Ответ№1 |
Ответ №2 |
Ответ №3 |
Ответ №4 |
Ответ №5 |
|
1 |
Андрей Б. |
9 лет |
В школе плохо, ругает учитель |
Не хочу идти |
Иду домой |
Не хочу отвечать |
Плачу |
|
2 |
Катя Г. |
9 лет |
Там хорошо |
Хочу идти в школу |
Домой |
Учитель хвалит |
Не поставит |
|
3 |
Юра Г. |
10 лет |
Игрушки там |
Буду играть |
Мама забирает |
Не знаю |
Боюсь |
|
4 |
Дима Г. |
10 лет |
Не хочу в школу, учитель ругает |
Идти не хочу |
Домой хочу |
Учитель ругает |
Не хочу отвечать |
|
5 |
Даша К. |
9 лет |
Хорошо в школе |
Хочу идти в школу |
Собираюсь домой |
Учитель хвалит |
Я хорошо учусь |
|
6 |
Алина К. |
10 лет |
Поиграть можно |
игрушки там |
иду |
Не хочу |
Боюсь домой идти |
|
7 |
Юля Л. |
10 лет |
Уроки сделала |
Хочу идти |
Иду домой |
Учитель пять поставит |
У меня хорошие оценки |
|
8 |
Даша М. |
9 лет |
интересно |
Хочу идти |
Мама придёт |
Сделала уроки |
Учитель поругает |
|
9 |
Ира С. |
10 лет |
Учитель ругает |
Мама отводит |
Заберёт мама |
Не хочу идти |
Там плохо |
|
10 |
Фируза Х. |
10 лет |
Хорошо там |
Мама отводит |
Домой надо |
Учитель хвалит |
плохо |
Обработка результатов: На первый вопрос 3 учащихся (30%) ответили, что они не хотят идти в школу, потому что у них плохие отношения с учителем; 5 учащихся (50%) ответили, что в школе хорошо, 2 учащихся (20%) ответили, что в школе можно поиграть. На второй вопрос 2 учащихся (20%) ответили, что не хотят идти в школу; 4 учащихся (40%) ответили, что хотят идти в школу; остальные ответили, что их отводят в школу и там можно поиграть. На третий вопрос все ответили, что они идут домой или их забирают родители. На четвёртый вопрос 5 учащихся (50%) ответили, что не хотят отвечать у доски; 5 учащихся (50%) ответили, что учитель их хвалит. На пятый вопрос 7 учащихся (70%) ответили, что их ругает учитель, родители, если они получают двойку; 3 учащихся (30%) уверены, что им не поставят двойку.
В ходе исследования выяснено, что учащиеся с умственной отсталостью больше всего тревожатся по поводу оценивания их знаний учителем.
Приблизительно 40% младших школьников с умственной отсталостью положительно относятся к учению, остальные 60% негативно.
При ответе у доски наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе. 60% учащихся с умственной отсталостью теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ.
Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слёзы. Отношения к учению у младших школьников с умственной отсталостью протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога.
- Введение
- I. Теоретические аспекты особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
- 1.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью
- 1.2 Учебная деятельность. Содержание, структура
- II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
- 2.1 Организация работы
- 2.2 Анализ результатов
- Заключение
- 5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 16.5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 1.2. Особенности развития памяти младших школьников с умственной отсталостью
- Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
- 33. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью.
- 1.4. Особенности учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью.
- Особенности эмоциональной сферы младшего школьника
- Глава 2. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.