logo
Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности

Заключение

Данное исследование предпринято с целью, выявить особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности.

Проведена опытно-экспериментальная работа, в которой мы использовали методики: методика "Весёлый-грустный", методика неоконченных предложений.

В процессе теоретического анализа нами были сделаны выводы: учебная деятельность предъявляет к ребёнку определённые требования, а её осуществление связано с переживанием им различных эмоций.

Развитие отношения к учению у младших школьников с умственной отсталостью протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога (И.П. Ушакова).

Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт с взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает.

Школьники часто негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога.

Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги.

В процессе работы были сделаны выводы: младшие школьники с умственной отсталостью часто беспокоятся и тревожатся по поводу оценок и отношений с учителем.

Приблизительно 40% младших школьников с умственной отсталостью положительно относятся к учению, остальные 60% негативно.

Отношения к учению у младших школьников с умственной отсталостью протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога.

В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе.

При конструировании учебной деятельности необходимо формировать у ученика положительное отношение к учителю, с которым он общается в процессе этой деятельности.

Развитие эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей.

В своём исследовании Е.Г. Дзугкоева (1999) отмечает, что в условиях специальной школы, младшие школьники с умственной отсталостью достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам.

В целом учебная деятельность младшего школьника с умственной отсталостью должна быть эмоционально комфортная и личностно развивающая.

Рекомендации учителю:

создание комфортной обстановки при общении с младшим школьником с умственной отсталостью;

правильная организация всего пребывания учащегося с умственной отсталостью в школе;

формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обуч по степени "Психология". - М.: Смыс. Академия, 2002. - 416с.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: ВЛАДОС, - 2000. - 240с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - 3-е изд., стер. - М.: Генезис, 2000. - 298с.

4. Блага К. Я - твой ученик, ты - мой учитель: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 143с.

5. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология", "Клинич. психология". - М.: Смысл: Академия, 2004. - 544с. - (Психология для студента).

6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М. МГУ, 1987-174с.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.

8. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 176с.

9. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: ВЛАДОС, 2001-320с.

10. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192с.

11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя; Академия педагогических и социальных наук. Московский психолого-социальный институт. - М.: Флинта, 1998. - 200с.

12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 20002-160с.

13. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - 688с.

14. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128с.

15. Рубештейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.

16. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - М.: Просвещение, 1976. - 160с.

17. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред.В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2000. - 264с.

18. Специальная психология: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред.В.И. Лубовского. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 464с.

19. Шамова Т.Н. Активация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.

20. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский, ОС. Никольская, Е.Р. Баевская и др. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197с.