1.2 Функции и социальные роли социального педагога
Основными функциями социального педагога являются:
1. Воспитательная (социальный педагог обеспечивает целенаправленное влияние социальных институтов на поведение и деятельность клиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, микросреды и самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);
2. Диагностическая (ставит «социальный диагноз», изучает психологические возрастные и индивидуальные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов; диагностирует характер отношений между людьми; выявляет позитивные и негативные проблемы);
3. Прогностическая (участвует в программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, задействованных в социальной работе);
4. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая (приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);
5. Организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);
6. Охранно-защитная (использует имеющийся арсенал правовым норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредственные противоправные воздействия на клиентов).
В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли. Прежде всего, эта роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами.
Социальный педагог выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения; добивается социальной справедливости, помогает людям реализовывать свои способности.
Социальный педагог является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности, побуждает людей к действию, инициативе, творчеству.
Социальный педагог выполняет роль помощника клиентов в решении их проблем, помогает развивать способность самим решать свои проблемы.
Социальный педагог выполняет роль конфликтолога, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.
Социальный педагог является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.
В соответствии с квалификационной характеристикой, в обязанности социального педагога входит:
- Обеспечение педагогического компонента в социальной работе, педагогической целесообразности содержания, форм и методов, используемых в службах социальной защиты; содействие в формировании гуманных отношений в социуме;
- Изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей клиента, условий его жизни; сбор информации, связанной с нуждами клиента; выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, их семей, взрослого населения;
- Организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;
- Оказание профессиональной помощи клиентам в решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, реабилитации клиентов, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций; предупреждение отклонений в поведении людей;
- Представление и защита интересов клиентов, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных учреждений и организаций.
Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широко использует свои права:
- Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
- Вести государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата по специальности «социальный педагог»;
- Собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;
- Делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
- Информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности социального педагога;
- Вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, общественников за социальные инициативы и активность;
- Вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социально-педагогической работы, используя средства массовой информации;
- Возглавлять общественные инициативы движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.
- Введение
- 1. Профессиональный портрет социального педагога
- 1.1 Цели деятельности социального педагога
- 1.2 Функции и социальные роли социального педагога
- 2. Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
- 2.1 Причины попадания семьи в группу риска
- 2.2 Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
- 3. Вариант механизма работы с семьями группы риска
- Заключение
- 4. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе
- 19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.
- 2.3.3. Работа социального педагога с многодетными семьями
- 2.3 Психолого-педагогический аспект социальной работы с семьями «группы риска»
- Понятие о «группе риска» в школе
- 23. Социально-педагогическая работа в группах асоциальной ориентации. «Уличный» социальный педагог.
- Особенности работы социального педагога с семьями “группы риска”.
- Особенности работы социального педагога в микрорайоне
- Семьи группы риска
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)