logo search
Освоение ребенком звукового строя языка

2.1 Формирующий эксперимент

При проведении формирующего эксперимента (декабрь 2011 г. - февраль 2012г.), мы занимались на основе требований и методических рекомендаций программы "Пралеска", а так же использовали разработку Четверушкиной.

За основу методических рекомендаций была принята работа Н.С. Четверушкиной [13].

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (1-ый тип слоговой структуры) Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?" Цель:

1. Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

2. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

3. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Воспитатель:

Ребенок:

Кто купает Вову?

Мама.

Кто играет с сыном?

Папа.

Кто стоит во дворе?

Баба.

Кто гуляет с детьми?

Няня.

Кто идет домой?

Дядя.

Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ" Цель:

1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

3. Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Воспитатель:

Ребенок:

Воспитатель:

Ребенок:

Но

нота

ба

баня

Ва

вата

ня

няня

Да

дата

ды

дыня

Ха ТА

хата

То НЯ

Тоня

Мя

мята

А

Аня

Би

бита

Ва

Ваня

Фа

фата

Та

Таня

Ка

Катя

и

иди

Пе ТЯ

Петя

бу ДИ

буди

Ви

Витя

ве

веди

Ми

Митя

хо

ходи

(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (2 тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2. Упражнять в слоговом синтезе.

3. Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.

Воспитатель:

Ребенок:

Побе

победа

Пома ПО

помада

Пого

погода

Бина

кабина

Лина

калина

Нава

КА канава

Као

какао

Юта

каюта

Ленно

полено

Лина

Полина

Ляна

поляна

Беда

ПО победа

Года

погода

Мада

помада

Упражнение "ИГРА С МЯЧОМ" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

- С окончанием " - Ы".

Воспитатель:

Ребенок:

Воспитатель:

Ребенок:

Панама

панамы

Филин

филины

Минута

минуты

Кабан

кабаны

Ягода

ягоды

Пион

пионы

Поляна

поляны

Буфет

буфеты

Канава

канавы

Батон

батоны

Бутон

бутоны

Банан

бананы

Диван

диваны

Букет

букеты

Бидон

бидоны

Билет

билеты

- С окончанием " - И".

Воспитатель:

Ребенок:

Воспитатель:

Ребенок:

Кубик

кубики

Веник

веники

Пудель

пудели

Паук

пауки

Петух

петухи

Тюлень

тюлени

Педаль

педали

Олень

олени

Медаль

медали