2.1 Формирующий эксперимент
При проведении формирующего эксперимента (декабрь 2011 г. - февраль 2012г.), мы занимались на основе требований и методических рекомендаций программы "Пралеска", а так же использовали разработку Четверушкиной.
За основу методических рекомендаций была принята работа Н.С. Четверушкиной [13].
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (1-ый тип слоговой структуры) Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?" Цель:
1. Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.
2. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:
Мама купает Вову.
Папа играет с сыном.
Дядя идет домой.
Во дворе стоит баба из снега.
Няня гуляет с детьми.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:
Воспитатель: |
Ребенок: |
|
Кто купает Вову? |
Мама. |
|
Кто играет с сыном? |
Папа. |
|
Кто стоит во дворе? |
Баба. |
|
Кто гуляет с детьми? |
Няня. |
|
Кто идет домой? |
Дядя. |
Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ" Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.
3. Активизировать и расширять словарный запас.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Воспитатель: |
Ребенок: |
Воспитатель: |
Ребенок: |
|
Но |
нота |
ба |
баня |
|
Ва |
вата |
ня |
няня |
|
Да |
дата |
ды |
дыня |
|
Ха ТА |
хата |
То НЯ |
Тоня |
|
Мя |
мята |
А |
Аня |
|
Би |
бита |
Ва |
Ваня |
|
Фа |
фата |
Та |
Таня |
|
Ка |
Катя |
и |
иди |
|
Пе ТЯ |
Петя |
бу ДИ |
буди |
|
Ви |
Витя |
ве |
веди |
|
Ми |
Митя |
хо |
ходи |
(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (2 тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.
Воспитатель: |
Ребенок: |
|
Побе |
победа |
|
Пома ПО |
помада |
|
Пого |
погода |
|
Бина |
кабина |
|
Лина |
калина |
|
Нава |
КА канава |
|
Као |
какао |
|
Юта |
каюта |
|
Ленно |
полено |
|
Лина |
Полина |
|
Ляна |
поляна |
|
Беда |
ПО победа |
|
Года |
погода |
|
Мада |
помада |
|
Упражнение "ИГРА С МЯЧОМ" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
- С окончанием " - Ы".
Воспитатель: |
Ребенок: |
Воспитатель: |
Ребенок: |
|
Панама |
панамы |
Филин |
филины |
|
Минута |
минуты |
Кабан |
кабаны |
|
Ягода |
ягоды |
Пион |
пионы |
|
Поляна |
поляны |
Буфет |
буфеты |
|
Канава |
канавы |
Батон |
батоны |
|
Бутон |
бутоны |
Банан |
бананы |
|
Диван |
диваны |
Букет |
букеты |
|
Бидон |
бидоны |
Билет |
билеты |
- С окончанием " - И".