1.3 Освоении слоговой структуры многосложных слов. Причины и закономерности слоговой элизии. Перестановка звуков и слогов, как распространенное явление в речи ребенка
Л.Б. Есечко показывает, что нарушения слогового состава слова проявляются прежде всего в неправильном воспроизведении слоговой структуры слова - в неумении передать нужное количество слогов [4]. Наблюдаются и более сложные искажения, совмещающие неправильное воспроизведение структуры слова с ошибками в его звуковом наполнении. Автор отмечает значительное количество ошибок в звуковом строении слова, которые имеют место на фоне сформированной слоговой структуры. Выделяют следующие виды ошибок:
уподобления;
перестановки слогов и отдельных звуков;
сокращения стечений согласных;
добавление лишних звуков.
Н.Х. Швачкин видел причину элизии в особенности ребенка воспринимать речь взрослого в определенной ритмической структуре.Н.И. Жинкин находил объяснение этого нарушения в том, что глотка не успевает проделать слоговые модуляции или производит их ослаблено.Г.М. Лямина объясняла причину элизии в неумении приспосабливать движения органов речедвигательного аппарата к слышимым образцам [7]. Авторы считают, что это нарушение в норме является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.
В литературе встречаются описания ошибок добавления числа слогов. Исследуя этот вид нарушения, Н.Х. Швачкин пришел к выводу, что "чрезмерное увеличение энергии взрыва при сцеплении согласных" приводит к образованию "рудиментарного слога", продлевая смычку гласным звуком.А.К. Маркова, анализируя ошибки удлинения слоговой структуры, выявила, что данный вид нарушения связан с сосредоточением внимания ребенка к звуковой стороне слова. "Позвуковое" произнесение стечения согласных приводит к его "раскладыванию": деники (деньги), дядили (дятлы) и подготавливает слитное произнесение стечения согласных.
Очень распространенными, устойчивыми искажениями структуры слога являются ошибки сокращения групп согласных. С.Н. Цейтлин определила порядок сокращения групп согласных, происходящий по следующей схеме:
в сочетании сонорный + шумный сокращается сонорный: кука (кукла), пате (платье);
в сочетании шумный щелевой + шумный смычный остается смычный и устраняется щелевой: десь (здесь), пать (спать) [9].
Сокращения групп согласных зависит и от места в слове. Чаще всего группы согласных сокращаются в середине слова. А.К. Маркова объясняла это наблюдение тем, что при произнесении стечения согласных в середине слова возможно распределение стечения между двумя соседними слогами (реблюд - верблюд). Трудности в произнесении стечений согласных она связывала с их чрезвычайным фонетическим разнообразием. Сокращения групп согласных в той или иной мере присущи детям на всех этапах речевого развития.
В речи нормально развивающихся детей второго и третьего года жизни распространены уподобления слогов и звуков (ассимиляция). Объясняется это нарушение следствием расхождения между накоплением словаря и ограниченным количеством усвоенных звуков. Уподобление слогов является наиболее простым способом заполнения слогового контура. Уподобляют слоги дети "слогового" типа развития (по И.А. Сикорскому), так как они все внимание обращают на произнесение слогового контура, наполняя его доступным звуками, позже овладевают произнесением звукового состава слова. С.Н. Цейтлин говорила о дистантной ассимиляции (уподоблении) звуков, суть которой состоит в воздействии одного звука на другой. В этом случае происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова (Надя - наня, Паша - папа) [9].
Наиболее редки в речи нормально развивающихся детей ошибки перестановки звуков или слогов в слове (персеверации).
- Введение
- Глава I. Освоение ребенком звукового строя языка
- 1.1 Освоение ребенком звукового строя языка. Переход от лепетных невольных звуков к фонемам. Фонематические характеристики первых слов. Появление фонематической речи как качественно новый этап коммуникативной деятельности. Развитие фонематического слуха ребенка
- 1.2 Последовательность освоения гласных и согласных фонем. Типичные ошибки в произношении слов (пропуск начальных и конечных фонем, замены и др.)
- 1.3 Освоении слоговой структуры многосложных слов. Причины и закономерности слоговой элизии. Перестановка звуков и слогов, как распространенное явление в речи ребенка
- 1.4 Освоение интонационных структур
- 2. Констатирующий эксперимент
- 2.1 Формирующий эксперимент
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- Тема 5.1 Особенности освоения детьми звуковой стороны речи
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка.
- Понятие о звуковой культуре речи. Особенности овладения детьми звуковой стороны языка.
- Звуковой строй языка
- Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
- 3.3.2. Особенности освоения детьми грамматического строя речи