logo search
Адаптация первоклассников к школе

Заключение

Адаптация ребенка к школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Различают три уровня адаптации ребёнка к школе : высокий, средний, низкий.

Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. Для этого необходимо обследование ребенка на трудности адаптации к школе.

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми - все подчиняется школьным проблемам. Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический.1 Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.

Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Но к сожалению, требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

- провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению;

- определить факторы риска школьной дезадаптации;

- получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости - психолога.

Список использованной литературы

Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2008. - 157 с.

Безруких М. и др. Почему учиться трудно? - М.,2008. - 132 с.

Дмитриев А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении //Начальная школа + до и после. - 2006. - №8. - С.48-51

Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 2004. - 222 с.

Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М.: Педагогика, 2009. - 303 с.

Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина. - М.: «Питер.ком», 2008 - 160с.

Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРГТИ, 2004. - 188 с.

Фридман Л.М. Психология воспитания [текст] / Л.М. Фридман. - М.: ТЦ «Сфера», 2008 - 208с.

Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. - Рига, 2009. - 214 с.

Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после . - 2010. - №8.- С.62-64