logo search
Исследование условий и возможностей проведения организационно-деятельностных игр для студентов первого курса КГУ

Введение

игра учебный процесс студент

В настоящее время определяющим фактором общественного развития на рубеже веков стал интенсивный переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному, информационному сообществу, сопровождающийся глобализацией мировых процессов, например, таких как получение высшего образования. Во всех сферах человеческой деятельности в самые короткие отрезки времени происходят кардинальные изменения, это относится и к высшей профессиональной школе. Повышаются запросы общества к качеству профессионального высшего образования; меняются демографические, экономические, организационные условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие парадигму высшего профессионального образования.

В этих сложных и труднопрогнозируемых условиях успешная работа любого вуза невозможна без постоянного совершенствования его деятельности, нацеленной в первую очередь на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. А это означает, что вуз должен быть способным осуществлять инновационную деятельность, без которой он становится непригодным к условиям вхождения выпускников в современный рынок труда.[17]

Но с другой стороны, выпускников с высшим образованием становится так много, что даже вузы, отличающиеся от всех остальных своими инновациями, не могут обеспечить всех своих выпускников гарантированным нахождением мест на рынке труда. Вырисовывается такая современная проблема, как безработица среди дипломированных специалистов.[30]

Конечно, эти противоречивые моменты следует рассматривать более подробно, но изначальную проблематику всё же стоит отметить.

Основным субъектом в процессе получения образования является школьник-выпускник школы-студент. По сути это один и тот же молодой человек, занимающий различные позиции в образовательной сфере, зависящие только от сформированной, либо не сформированной у него способности к выбору им дальнейшего пути.[23]

С окончанием школы, с точки зрения В.И.Слободчикова, у подростка должен закончиться определённый возрастной период становления себя, как ответственного и самостоятельного человека. [3]4,27] Закончится он должен не только формально, но и как изжитый для возможностей развития, как требующий новой формы социальных отношений, новой социальной действительности.

Подросток, способный к самоопределению, в принципе в состоянии проанализировать существующие возможности будущего пути, соотнести их со своими способностями, имеющимся ресурсом, осознать значение сделанного выбора в сфере высшего образования, либо в какой другой области. И что особенно важно - подросток способен принять на себя ответственность за отказ от прочих других альтернатив для себя.[3, 23]

Факты же доказывают преобладающую несформированность такой способности школьников, как самоопределение. [7] От этого страдает и высшее образование, и всё общество в целом.

Отсутствие у школьников и студентов способности к самоопределению влечёт за собой их дальнейшую несостоятельность в выборе своей дальнейшей траектории жизни, неосознанный выбор вуза и профессии в частности.

Основная проблема заключается в отсутствии надёжных и апробированных методик организации самоопределения в вузе.

Чтобы частично решить эту проблему со студентами (которые ещё вчера были этими неопределившимися школьниками) факультет ППФ Красноярского Государственного Университета предлагает и апробирует один из методов смягчения этого противоречия: проведение такой формы обучения, как организационно-деятельностная игра, со студентами первого курса ( в рамках курса «Введение в профессию»).

Целью данной работы являлось описание организационно-деятельностной игры как образовательного метода, создающего условия для личностного и учебно-профессионального самоопределения студентов.

Объектом исследования организационно-деятельностной игры первокурсников выступили статьи об ОДИ, а так же работы студентов, в форме отчётов, анкет.

Предметом выступили условия, содержание, результаты, эффекты организационно-деятельностной игры, проведённой со студентами в 2005 году.

Гипотеза: Учебная организационно-деятельностная игра способствует личностному и учебно-профессиональному самоопределению студентов.

Для проверки и обоснования гипотезы исследования решались следующие задачи:

1.Проанализировать ситуацию в современном образовании, в которой оказывается среднестатистический выпускник школы.

2.Выделить проблемы, которые привели к снижению качества современного образования в России.

3.Описать основную концепцию проведения организационно-деятельностных игр для первокурсников КГУ.

4.Описать содержание и результаты игры, проведённой со студентами-бакалаврами 1-го курса; описать типы реального самоопределения студентов.

5.Выявить отношение студентов к их участию в организационно-деятельностной игре.

Методы исследования:

- анализ (литературы) публикаций

- включённое наблюдение (в роли игротехника)

-проведение анкетирования

- анализ отчётов, анкет студентов

Можно выделить следующие этапы моей работы:

1. Участие в организационно-деятельностной игре 2005г. с первокурсниками в роли игротехника.

2. Изучение литературы, анализ статей, описывающих современное состояние сферы образования в России.

3. Работа с теоретическим и практическим материалом.

Работа состоит из двух глав. В первой главе приводятся причины, указывающие на необходимость и актуальность введения организационно-деятельностных игр в учебный процесс. Во второй главе описываются содержание, условия, результаты, эффекты игры, проводимой со студентами-первокурсниками в 2005 году.

В первом параграфе первой главы рассматривается проблема, касающаяся выявления позиции и положения ученика в современном образовании. Положение выпускника задаёт ему высокую планку - при окончании школы, необходимо владение основными компетенциями (поиск и отбор информации, умение анализировать, выдвигать и оценивать гипотезы), необходимо самоопределение. Но оно у выпускника не сформировано. Зато позиция, которую выпускники занимают - стремительное получение высшего образования, хотя «видения» себя в рамках конкретных специализаций, направлений, действующих в вузах у 18-летних подростков нет. Как и зачем школьники попадают в вуз? Школа, со своей стороны, пока ничем не может помочь своим выпускникам.

Во втором параграфе первой главы описываются современные проблемы высшего образования. Эти проблемы, как и основная проблема школы, мешают вхождению выпускников в ранг студента. Первый подпараграф затрагивает описание несоответствия содержания образования в вузах современному рынку труда. Ведь, кроме того, чтобы быть квалифицированным специалистом, нужно и уметь учитывать потребности рынка труда. Но того, что востребовано на рынке труда, нет в образовании. Отсюда вытекает такая проблема как - безработица дипломированных специалистов.

Второй подпараграф описывает ряд проблем, которые привели к снижению качества общего и высшего образования.

Актуальность введения такой формы организации учебного процесса, как организационно-деятельностная игра, способствующей частичному разрешению проблемы для студентов, очевидна. Поэтому, в третьем параграфе первой главы описывается основная концепция организационно-деятельностных игр: общей (проводимой с взрослыми людьми, специалистами разных областей) и учебной (эксперимент, проводимый в 1986г., концепция которого лежит в основе организационно-деятельностных игр со студентами).

В первом параграфе второй главы описывается содержание игры, условия; основные типы самоопределения студентов, основной вид игровой деятельности студентов; возможности, открывающиеся для студентов; главные результаты и интеллектуальные продукты организационно-деятельностной игры.

Во втором параграфе второй главы указываются основные эффекты игры. После проведения организационно-деятельностной игры, когда игровое самоопределение студентов уже отделилось от реального, мной было проанализировано 18 написанных отчётов и 16 анкет, заполненных студентами. Эффекты касаются изменения внутреннего состояния студентов: изменения мышления, изменения отношения к учебной деятельности, изменения представлений о рамке своей будущей профессии.

Указывается так же, что конкретных методик, позволяющих установить произошедшее в студентах изменение, не существует. Судить об эффективности игры можно лишь по эмоциональным описаниям состояний студентов.

Данная работа имеет практическое значение для обоснования эффективности такой формы организации учебного процесса, как организационно-деятельностная игра.

Предварительный замысел работы был апробирован в выступлении на Краевой научной конференции молодых учёных и студентов «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии»; подготовленная статья сдана в печать - в сборник материалов данной конференции.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, три приложения.