1.1.3.3 Учебно-организационная работа
Цель учебно-организационной работы кафедры - планирование, подготовка и разработка учебно-организационной документации, необходимой для организации учебного процесса, а также обеспечение качественной организации учебного процесса.
Результатами процесса являются: учебно-организационная документация: график учебного процесса, семестровые рабочие учебные планы и графики самостоятельной работы студентов, общая учебная нагрузка и штаты кафедр, распределение учебной нагрузки на кафедрах.
Результаты организации учебного процесса отражены в:
- расписание занятий;
- расписании зачетов и экзаменов;
- переводных приказах;
- приказах об окончании университета;
- различных приказах, распоряжениях и других документах, касающихся учебно-организационной деятельности и продвижения студентов (об организации практик, итоговой государственной аттестации и др.).
Учебно-организационная деятельность включает процессы:
- создания учебно-организационной документации;
- организации учебного процесса.
В качестве основных этапов организации учебного процесса выделяются (рисунок 1.4):
- организация теоретического курса одного учебного года;
- организация производственной (преддипломной) практики;
- организация государственного экзамена по направлению (специальности);
- организация защиты выпускной квалификационной работы [32].
Исполнителями учебной нагрузки кафедры являются ее преподаватели (штатные и совместители). Учебная работа преподавателей кафедры складывается из четырех видов работ:
- аудиторных занятий;
- контроль знаний;
- организация практики (учебной, производственной и преддипломной);
- руководство.
Рисунок 1.4 - Этапы процесса организации учебного процесса
качество учебный автоматизированный оценка преподаватель
Аудиторные занятия включают:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий и семинаров;
- проведение лабораторных занятий;
- проведение консультаций по учебным дисциплинам.
Контроль знаний подразумевает:
- прием зачетов, экзаменов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом;
- проверку расчетных заданий и рецензирование контрольных работ студентов-заочников;
- контроль самостоятельной работы студентов;
- проведение текущих аттестаций;
- прием государственных экзаменов;
- и др.
В учебной работе преподавателя можно выделить следующие работы по руководству:
- руководство курсовыми работами и проектами;
- руководство выпускными квалификационными работами;
- руководство подготовкой студента к магистратуре;
- руководство аспирантами, соискателями;
- научные консультации докторантов.
Процесс создания учебно-организационной документации на кафедре состоит из нескольких этапов (рисунок 1.6):
- составление семестровых учебных планов;
- расчет учебной нагрузки и штатов кафедры;
- распределение учебной нагрузки на кафедре, составление учебных поручений преподавателям;
- составление расписания занятий;
- составление отчета о выполненной работе преподавателей кафедры.
Основными поставщиками и получателями информации в учебно-организационной деятельности кафедры являются деканат и учебный отдел (рисунок 1.5).
Рисунок 1.5 - Основные участники учебно-организационного процесса
Рисунок 1.6 - Процессная модель формирования основной учебно-организационной документации кафедры на один учебный год
В таблице 1.1 представлен официально утвержденный календарный график планирования и организации учебного процесса по вузу.
Рассмотрим подробнее процессы формирования основных документов кафедры.
На рисунке 1.7 представлен цикл по планированию учебной работы от расчета нагрузки кафедры до формирования отчета о проделанной работе.
Рисунок 1.7 - Схема потоков документов внутри кафедры
Процессы формирования основных документов кафедры: учебный рабочий план, учебные поручения от факультетов, форма №9, учебные поручения преподавателям и форма №6 будут рассмотрены подробнее в таблице 1.2.
Таблица 1.1 - Календарный график планирования и организации учебного процесса на учебный год
Составляемые сведения |
Представляемые сведения |
Ответственный за выполнение |
Куда представляются |
Срок представления сведений |
|
1 Графики СРС |
Графики СРС |
Деканы, зав. профилир. кафедрами |
В учебный отдел |
До 30 ноября, До 30 апреля |
|
2 Расчет учебной нагрузки |
Расчет учебной нагрузки |
Зав. кафедрами |
В учебный отдел |
Февраль-март |
|
3Корректировка учебной нагрузки |
Корректировка учебной нагрузки |
Зав. кафедрами |
В учебный отдел |
До 15 октября |
|
4 Форма № 6 (учет выполненной учебной нагрузки) |
Форма № 6 (учет выполненной учебной нагрузки) |
Зав. кафедрами |
В учебный отдел |
В недельный срок после окончания семестра (учебного года) |
|
5 Расписание занятий |
Данные для составления расписания |
Зав. кафедрами |
Бюро расписаний |
До 15 октября, До 15 апреля |
|
6 Утвержденный Ученым советом список председателей государственных аттестационных комиссий |
Кандидатуры председателей государственных аттестационных комиссий по специальностям |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел, Ученый совет, Госкомвуз России |
За 6 месяцев до начала итоговой аттестации |
|
7 Приказ о составе ГЭК по приему госэкзаменов |
Состав ГЭК по приему госэкзаменов по специальности |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел |
За месяц до проведения госэкзамена |
|
8 Результаты сдачи госэкзаменов по специальности |
Результаты сдачи госэкзаменов по специальности |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел, архив |
В недельный срок после проведения госэкзамена |
|
9 Приказы на темы дипломного проектирования |
Приказы на темы дипломного проектирования |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел |
До 31 января, 30 сентября |
|
10 Приказ о составе ГЭК по защите дипломных проектов |
Состав ГЭК по защите дипломных проектов |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел |
До 25 февраля |
|
11 График защиты дипломных проектов |
График защиты дипломных проектов |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел |
За месяц до защиты дипломных проектов |
|
Составляемые сведения |
Представляемые сведения |
Ответственный за выполнение |
Куда представляются |
Срок представления сведений |
|
12 Результаты защиты дипломных проектов |
Результаты защиты по установленной форме |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел, архив |
В недельный срок после окончания работы ГАК |
|
13 Отчет председателей ГЭК |
Отчет председателей ГЭК |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел, архив |
В недельный срок после окончания работы ГАК |
|
14 Отчет председателей ГАК |
Отчет председателей ГАК |
Деканы, зав. профилир. кафедрами |
В учебный отдел, Ученый совет, Госкомвуз России, архив |
В недельный срок после защиты; В месячный срок после защиты |
|
15 Приказ на оплату членам ГЭК, рецензентам, сторонним руководителям дипломных проектов |
Приказ на оплату членам ГЭК, рецензентам, сторонним руководителям дипломных проектов |
Зав. профилирующими кафедрами |
В учебный отдел, ПФО, бухгалтерию |
В 2-х недельный срок после окончания работы ГЭК |
|
16 Итоги зачетов на начало сессии по университету |
Итоги зачетов на начало сессии по университету |
Деканы факультетов, заведующие кафедрами |
В учебный отдел |
Среда первой недели сессии по графику учебного процесса |
|
17 Итоги на последний день сессии |
Итоги на последний день сессии |
Деканы факультетов, заведующие кафедрами |
В учебный отдел |
Среда первой недели после окончания сессии |
|
18 Окончательные итоги сессии |
Окончательные итоги сессии |
Деканы факультетов, заведующие кафедрами |
В учебный отдел |
Через 10 дней после окончания сессии |
|
19 Договоры на практику, графики прохождения практик |
Заявки на практики |
Зав. профилирующими кафедрами |
В отдел практики, на базовые предприятия |
Октябрь-январь, Май-июль |
|
20 Приказы о направлении студентов на практику |
Приказы о направлении студентов на практику |
Зав. профилирующими кафедрами |
В отдел практики, охраны труда, бухгалтерию |
До 15 февраля, До 20 августа |
|
Составляемые сведения |
Представляемые сведения |
Ответственный за выполнение |
Куда представляются |
Срок представления сведений |
|
21 Ведомости оплаты за производственную практику, педагогическую практику |
Ведомости оплаты за производственную практику, педагогическую практику |
Зав. профилирующими кафедрами |
В отдел практики, бухгалтерию |
Июль-сентябрь, Февраль-март, Ноябрь-декабрь |
|
22 Ведомости оплаты за проведение экскурсий на практиках |
Ведомости оплаты за проведение экскурсий на практиках |
Зав. профилирующими кафедрами |
В отдел практики, бухгалтерию |
Июль-сентябрь, Февраль-март |
|
23 Отчет о трудоустройстве молодых специалистов |
Отчет о трудоустройстве молодых специалистов |
Зав. профилирующими кафедрами |
В отдел кадров, Госкомвуз России |
Март-апрель |
|
24 Экран прохождения практик студентов |
Данные для составления экрана |
Зав. профилирующими кафедрами |
В отдел практики |
Август-сентябрь |
Таблица 1.2
Наименование документа |
Описание процессов формирования основных документов кафедры |
|
Учебный рабочий план |
Учебный рабочий план составляется на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и утверждается на заседании ученого совета университета (рисунок 1.8). Учебные планы являются исходными данными для организации учебного процесса на кафедре, составляемые отдельно по каждой специальности и форме обучения. В учебных планах расписан по семестрам перечень и порядок дисциплин, а также количество лекционных, практических и лабораторных часов, наличие курсовых и других проектов и заданий, зачеты, экзамены. Процесс обучения студентов должен четко соответствовать учебному плану, от этого во многом зависит качество образовательных услуг, предоставляемых кафедрой. В учебном плане указываются: - график учебного процесса; - сводные данные по бюджету времени, (в неделях); - план учебного процесса (по циклам дисциплин). На основании рабочего плана составляются учебные поручения от факультетов, которые поступают на кафедру. |
|
Учебные поручения от факультетов |
Учебные поручения от факультетов является исходным документом для планирования учебного процесса кафедры. Данный документ формируется деканатами факультетов на основе учебных планов на текущий учебный год (рисунок 1.9). Выпускающая кафедра в состоянии самостоятельно составлять этот документ в части «своих» учебных планов. Однако часто сотрудники кафедры преподают специализированные дисциплины студентам других специальностей, это может повлиять на составление учебных поручений. Составление данного документа «в обход» деканата, во-первых, значительно упростит ему работу, а во-вторых, позволит кафедре оперативно, не дожидаясь деканата, спланировать учебную нагрузку на следующий год. |
|
Расчет учебной нагрузки кафедры за учебный год (форма №9) |
Форма № 9 составляется на основе учебного поручения от факультетов и официальных норм времени в отдельности для каждой формы обучения. При формировании документа на данный момент используются следующие нормы времени: - Экзамен - 0,33 ч. на каждого студента - Зачет - 0,25 ч. на каждого студента - Расчетное задание - 1,5 ч. на каждого студента - Курсовая работа - 2,5 ч. на каждого студента - Курсовой проект - 3,5 ч. на каждого студента - Нормоконтроль - 1 ч. на каждого студента - ГАК, рецензирование дипломных работ - 4 ч. на каждого студента - Преддипломная практика - 8 ч. на каждого студента - Дипломное проектирование - 24 ч. на каждого студента - Предзащита - 1 ч. на каждого студента - Занятия с аспирантами - 50 ч. на каждого аспиранта -Консультации (на одну группу) - для очной формы обучения - 5% от количества часов на лекции плюс 2 ч., если есть экзамен; - для вечерней формы обучения - 10 % от количества часов на лекции плюс 2 ч., если есть экзамен; - для заочной формы обучения - 15 % от количества часов на лекции плюс 2 ч., если есть экзамен; - Практические занятия - количество часов по плану, умноженное на количество групп; - Лабораторные занятия - количество часов по плану умноженное на общее количество подгрупп в группах; - Рецензирование письменных работ, проверка домашних работ (для студентов заочной формы обучения) - 0,5 ч. на каждого студента, - Контроль СРС рассчитывается в случае, если нет расчетных заданий или курсовых проектов и работ: - для очной формы обучения - 0,5% от суммы аудиторных занятий (лекции, практические и лабораторные занятия) и СРС по плану в расчете на каждого студента; |
|
- для вечерней формы обучения - 0,35 % от суммы аудиторных занятий (лекции, практические и лабораторные занятия) и СРС по плану в расчете на каждого студента; - для заочной формы обучения - контроль СРС не рассчитывается. Данный документ предоставляется в учебный отдел университета. Процесс составления формы № 9 предоставлен на рисунке 1.10. На основе формы №9 учебная нагрузка кафедры распределяется между преподавателями. |
||
Формирование учебных поручений преподавателям кафедры |
Учебное поручение для преподавателя (рисунок 1.11) представляет собой план работы преподавателя на учебный год и на каждый семестр в отдельности. Оно формируется исходя из учебной нагрузки кафедры (форма №9). |
|
Ведомость учета выполнения учебной, научной, методической и воспитательной работы на кафедре (форма №6) |
В течение семестра накапливается различная информация об отклонениях от плана учебных поручений по каждому преподавателю, например больничные листы. Затем в конце семестра информация о выполнение плана обобщается в отчете «Ведомость учет выполнения учебной, научной, методической и воспитательной работы на кафедре» (форма №6). Исходными данными для расчета являются итоговые величины учебных поручений. Форма №6 заполняется после окончания каждого семестра. На рисунке 1.12 представлен цикл по планированию учебной работы от расчета нагрузки кафедры до формирования отчета о проделанной работе. |
|
Расписание занятий |
Кафедра является участником процесса составления расписания. Качество данного процесса в значительной степени зависит от того насколько быстро и правильно кафедра предоставит данные к составлению расписания в бюро расписаний. |
Рисунок 1.8 - Модель составления рабочего учебного плана
Рисунок 1.9 - Составление учебных поручений от факультетов
Рисунок 1.10 - Расчет учебной нагрузки кафедры
Рисунок 1.11 - Процесс составления учебных поручений
Рисунок 1.12 - Процесс составления формы №6
Рисунок 1.13 - Процесс составления расписания
1.3.4.4 Научная работа
Исполнителями научной работы на кафедре являются преподаватели, аспиранты, докторанты, магистранты, студенты и другие научные работники.
К видам научно-исследовательской работы на кафедре относятся:
- выполнение плановых госбюджетных научно-исследовательских работ, коллективных договоров о содружестве договоров о внедрении и т.п. (руководство научно-исследовательской темой, непосредственное выполнение научно-исследовательских работ по теме, работа по внедрению результатов научно-исследовательских разработок);
- написание и подготовка к изданию монографий, научных статей и докладов на кафедре и конференции;
- научное редактирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов;
- рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, докладов и диссертаций, конкурсных и т.п. материалов (по заданию кафедры);
- написание отзывов на автореферат и авторские заявки и изобретения;
- работа в секциях научно-технических и научно-методических комиссиях;
- руководство научно-исследовательской работой студентов на кафедре, факультете, КБ, в вузе;
- руководство проблемной научно-исследовательской лабораторией;
- прочие виды научно-исследовательских и научно-методических работ, консультации работников промышленности, вузов и др. [32].
Если рассматривать кафедру как черный ящик, то можно выделить основные направления научной работы, взаимодействие с внешними структурами, входы и выходы (рисунок 1.14).
В настоящее время к научной работе выдвигаются требования в том, чтобы она имела инновационный характер, поэтому научные работники кафедры должны пересмотреть свои взгляды и развивать науку не ради науки, а во благо обществу, то есть производить инновации, имеющие конечного потребителя. Поэтому на кафедрах должно развиваться коммерческое направление в науке, получение контрактов, заключение хоздоговоров, участие в грантах.
Рисунок 1.14 - Научная работа кафедры
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 Качество ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА кафедрЕ
- 1.1 Кафедра вуза
- 1.1.1 Роль кафедры в деятельности вуза
- 1.1.2 Структура, цели и задачи кафедры
- 1.1.3 Описание деятельности кафедры
- 1.1.3.1 Управление деятельностью кафедры
- 1.1.3.2 Методическая работа
- 1.1.3.3 Учебно-организационная работа
- 1.2 Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза
- 1.2.1 Подбор и подготовка преподавателей вуза