logo
Формирование правовой культуры школьников на современном этапе становления казахстанской модели школы

2.1 Диагностика уровня сформированности правовых знаний школьников в учебно-воспитательном процессе

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно.

Для выявления состояния уровня сформированности правовой культуры в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся.

Базой нашего исследования была школа № 21 г. Костаная.

Задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах (120 учащихся). Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой экспериментальным.

Детям предлагались вопросы правового характера. Цель заключалась в выявлении уровня правовой культуры.

В качестве исходного материала, на котором изучалась правовая культура младших школьников, были выбраны такие правовые нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей правового опыта испытуемых.

Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно - логических построениях. Правовые знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.

При исследовании правового опыта младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.

Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой правовой норме.

Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

При определении особенностей правового опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия правовой норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

На первом этапе исследования учащимся 2 и 3 классов были предложены задания ответить на вопросы.

Анализ ответов и высказываний испытуемых 2 класса показывает, что правовые знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах необходимо, прежде всего, выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание правовых норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании правовых норм, является то, что они обычно не видят правовую проблему там, где она есть.

В ситуации выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие правовой норме.

Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем правового опыта.

В 2 экспериментальных классах они составляют 43%, в контрольном - 40%. Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем правового опыта.

Знания о законе у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в поступках, хотя в целом, правовые знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем правового опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

Правовые знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем правового опыта.

В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем правового опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классов и 53% контрольных.

Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем правового опыта - 7% - во 2 экспериментальных классах и столько же во 2 контрольных.

Таблица 1. Уровень сформированности правовой культуры учащихся 2-го класса на констатирующем этапе эксперимента.

Уровень правовой культуры

Опытный класс

Контрольный класс

Низкий

43%

40%

Средний

50%

53%

Высокий

7%

7%

Наглядно это можно видеть на рисунке 1.

Все проявления правовых знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака правовой ответственности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания правовых норм. При предъявлении учащимся конкретных ситуаций, взятых из жизни сказочных героев или из школьной жизни, такие учащиеся могли также указать, какая статья Всемирной декларации прав человека здесь нарушена.