logo
Педагогическая концепция Л.Н. Толстого

1.2 Дидактические взгляды Л.Н. Толстого

Лев Николаевич пытался познать и выявить закономерности образовательно-воспитательного процесса. Толстой даже предлагал учителям смело экспериментировать в этом плане, что тем самым, по его мнению, должно было содействовать развитию педагогики как науки. "Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами. Свобода и опыт, единственное на что должна опираться педагогика. Создание новой педагогической системы, это была задача Толстого. В чем ему очень помогла Яснополянская школа, она являлась чем-то вроде педагогической лаборатории для великого писателя. Но Лев Николаевич желал, чтобы каждая школа была "опытом для молодого поколения"

С помощью системы дидактических взглядов удалось обогатить науку разными решениями проблем связными с образованием и воспитанием.

Главной задачей Школы Толстова являлось расширение кругозора творческих сил ребенка, развитие его инициативности и самостоятельности, а цель воспитания заключалась в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

Л.Н. Толстой обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психическое развитие "есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие… к достижению высшего идеала гармонии" [22, с. 97].

Принцип свободы педагогики это новое восприятие сущности учебного процесса. Толстой - первый, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, подметил, что в обязательном порядке нужно изучать внутренний мир ребенка, его желания и интересы. Тем самым, поместив в центр своей доктрины "личность ребенка", он выстраивает вокруг нее систему различных принципов:

1) принцип сознательности

2) активности обучения;

3) доступности обучения ;

4)принцип прочности усвоения знаний;

5)принцип природосообразности.

6)принцип связи обучения с жизнью;

Основными из них он считал он считал принципы сознательност и активности обучения. Восприятие знаний, как справедливо утверждал Толстой, - многогранный процесс, а не одно взаимодействие с интеллектом ребенка. Это процесс живого, творческого, осознанного, а не механического усвоения учениками сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз обратим внимание , что в процессе обучения Толстой придавал большое значение самостоятельному развитию, и неординарному восприятию у учащихся. Он писал: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…. В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов" [26].

Впоследствии ознакомления с саксонскими школами Толстой подмечал у себя в дневнике, что вся их подготовка выстроена на бессмысленном заучивании, а нервная система искалечена угрозами и битьем.

Наглядно и точно изобразил Толстой различия в психологическом состоянии учеников. "Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе, - то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик, все высшие способности - воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то другим, полуживотным способностям… одним словом способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием - страх, напряжение памяти и внимание…" [19].

Самым большим злом, нарушающим элементарность хода мышления по мнению Толстого это усвоение проблематичных и не ясных обобщений. Он решительно выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями.

Принцип связи обучения с жизнью.

Особое положение в нравоучительных понятиях Толстого занимает понятия взаимосвязи обучения с жизнью. Рассматривая преподавательскую концепцию германских средних учебных заведений, что существовало отвлеченно от взаимодействия с народом, Лев Николаевич правильно замечал, что чем роскошнее и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление связей между предметами и повышение учебной мотивации.

Толстой считал необходимым включить в школьные книги материал из жизни родной страны, т.е. все то, что близко и доступно детям. Этого можно было достигнуть через призму рассказов, сказок либо басен. С их помощью он знакомил детей с жизнью в целом. Конечно же, это безоговорочно вызывало наибольший интерес учащихся к знаниям, к учебному процессу [23, с. 151].

Принцип доступности обучения.

Данный принцип закрепляет сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. Для достижения этого результата Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:

"1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях" [2].

Лев Николаевич считал лучшим способом накопление учащимися как можно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения абстрактных истин. Педагог, тем самым, должен был исходить от определенного жизненного опыта детей, от частных фактов вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал подводить учащихся к самостоятельному выведению правил и умозаключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде "Общие замечания для учителя": "Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии." [29] .

Но это не означает, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен., Толстой выступал против тех методистов, которые пытались чрезмерно облегчить занятия учащихся, т.к. это часто приводит к тому, что ученики поверхностно усваивают материал и нередко попадают в тупик при малейшем изменении или усложнении заданий.

Принцип прочности усвоения знаний.

Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков [12, с. 124].

Прочность усвоения взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципами сознания и активности. Толстой не считал зазубренные наизусть слова даже наличием каких-либо знаний. Критике также подверглась схоластическая система повторения, основанного на зазубривании.

Важным Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, осознание жизненной значимости изучаемого материала. То есть можно снова выявить тесную взаимосвязь основных принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имел права потребовать от ученика закрепления в памяти знания или навыка. "Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться, - писал Толстой, - ежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать… Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем" [23, с. 146].

Прочность знаний, как отмечал Лев Николаевич, это один из важнейших результатов именно правильного обучения. Прочные знания учащегося - это лучшая оценка работы учителя. [23, с. 97].

Принцип природосообразности.

"Желание учиться в детях так сильно, - отмечал он, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков". Природное стремление ребенка к открытию нового для себя является наиважнейшим условием, которое педагог должен оберегать. "Образование есть потребность всякого человека, - писал Толстой в статье "Сельский учитель", - поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся" [26, с. 151].

Таким образом, педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого появилась в ответ на необходимость народа в образовании, несостоятельность принятой системы обучения. Она сформировалась в ходе его рассуждений и размышлений, в ходе самой его жизни. Но уверенность есть даже в том,если она она не смогла бы быть им развита и реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности и нравственных убеждений.

Толстой требовал свободы в образовании и непрерывного развития не только самого учащегося, но и педагога, поскольку самую большую роль в воспитании играет личность воспитывающего, его личный пример. Его деятельность в Ясной Поляне подтверждала выработанные им принципы: он учил детей свободно, с удовольствием как для них, так и для себя самого.