logo
Адаптация детей в детском учреждении средствами физической культуры

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается периодом адаптации к новым для него условиям существования. Любой вид адаптации человека осуществляется при участии специальной функциональной системы адаптационных механизмов, осуществляющей все приспособительные реакции, специфика которой определяется конкретными условиями и целью приспособительной деятельности (Ю.П. Азаров, 1999). Такая функциональная система формируется и при биосоциальной адаптации детей к дошкольному учреждению. Данная адаптация приводит к морфофункциональным сдвигам на всех уровнях иерархической организации организма, во всех его системах (Т.А. Басилова, 1996).

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, спад речевой активности, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д. (Л.В. Белкина, 2004). Для многих детей привыкание к детскому саду оказывается чрезвычайно трудным делом. Привыкание ребенка к детскому саду может затянуться на длительное время, а иногда он не может приспособиться вовсе.

В литературе описаны разнообразные способы адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению, но, к сожалению, недостаточно глубоко представлены средства физического воспитания.

Таким образом, противоречие между необходимостью обеспечить адаптацию ребенка 2-3 лет при поступлении в детский сад и отсутствием системы использования средств физического воспитания для этого обусловило актуальность настоящего исследования.

Актуальность обозначенной проблемы определила цель настоящего исследования - разработать систему использования средств физического воспитания, обеспечивающую оптимальную адаптацию детей 2-3 лет к условиям детского сада.

Объект исследования - процесс оптимизации адаптации детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ.

Предмет исследования - Система использования средств физического воспитания, облегчающая адаптацию детей 2-3 лет к дошкольному учреждению.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние, проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОУ в теории и практике работы.

2. Разработать и апробировать систему использования средств физического воспитания, обеспечивающую легкое привыкание детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Экспериментально доказать целесообразность использования средств физического воспитания для облегчения адаптации к условиям ДОУ детей 2-3 лет на основе взаимодействия родителей и педагогов.

Гипотеза:

предполагалось, что специально разработанная система физического воспитания детей 2-3 лет, предусматривающая и основывающаяся на использование различных средств физического воспитания, взаимодействие педагогов и родителей обеспечит более быструю адаптацию детей к условиям детского сада.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании процесса адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению и разработке системы физического воспитания, обеспечивающей легкое пребывание детей в ДОУ.

Практическая значимость разработанная и апробированная в ходе исследования процесса адаптации детей 2-3 лет к ДОУ система физического воспитания, включающая различные его средства и опирающаяся на взаимодействие с семьей, обеспечивающая более легкое привыкания детей 2-3 лет в ДОУ может быть использована в системе повышения квалификации педагогов, в работе педагогов с семьями вновь поступающих в ДОУ детей, при подготовке специалистов для системы дошкольного образования в колледже и вузе.

Внедрение результатов исследования. Методика оптимизации процесса адаптации детей 2-3 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения внедрена в учебно-воспитательный процесс МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №230», что подтверждается актом внедрения.

Структура работы

Выпускная квалификационная работа изложена на 82 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, включающего 58 источников отечественных и зарубежных авторов. Представляет собой описание проводимых исследований с обработкой полученных данных.