logo
Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников

1.3 Методы, приемы и средства развития творческих способностей у младших школьников

Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности?

1.Чтобы научить ребенка думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать.

2. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками.

3. Задачи, которые ставятся перед учащимися, должны медленно, но неуклонно усложняться. Причем успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность [36, С.97].

К.Д. Ушинский писал: “Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нём преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле” [11, С.95]. Педагог Е.А. Макарова, занимающаяся художественным воспитанием, подметила, что те дети, которые наряду с общественно - образовательной школой серьезно занимаются чем-то еще в кружках, секциях или глубоко интересуются наукой, оказываются в более выгодном положении, чем остальные. Они психологически более устойчивы, у них выше уровень самодостаточности, их развитие происходит более гармонично, и они быстрее духовно созревают. Что же необходимо изменить в образовательном процессе, управлении им, чтобы содействовать развитию творческой личности? Для этого надо решить 2 проблемы:

1) проблема создания личностью себя самой;

2) проблема создания социокультурной среды, открывающей возможности осуществления творчества [31].

Для реализации творческих способностей необходимо:

1. Рефлексивное видение учащимся целесообразности своих действий и их оснований, что предполагает постоянное инициирование учителем ее в образовательном процессе;

2. Создание учителем банка разнообразных учебно-творческих задач с целью их использования как условий для развития различных компонентов творческих способностей личности;

3. Создание условий для схематизации заданий. Практически давно установлено, что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребенка;

4. Использование групповых и индивидуальных методов развития творческих способностей [23, С.142].

Для развития творческих способностей учащихся учитель должен использовать следующие развивающие методы, средства и приемы обучения: метод проблемного обучения, метод проб и ошибок, метод решения задач по аналогии, метод мышления по ассоциации, метод мозгового штурма, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод решения задач по алгоритму. Рассмотрим данные методы подробнее.

Метод проблемного обучения заключается в том, что учебная деятельность предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Существуют следующие приемы создания проблемы. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия практической деятельности и излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций, побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения, ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психологической инерции и т.д.)

Ю.Г. Тамберг выделил в данном методе 4 уровня сложности:

1 уровень - не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ.

2 уровень - не может решить , но может понять ход решения и ответ.

3 уровень - самостоятельно решить не может, но с помощью нескольких наводящих вопросов решает сам.

4 уровень - ребенок решает задачу самостоятельно

Следует давать задачи первых трех уровней. Не бойтесь давать детям задачи третьего уровня сложности. Их надо решать не в режиме “Реши сам”, а в режиме “Давайте решим вместе”. Во-первых, вы интересно общаетесь, во-вторых, ребенок учится не бояться решать трудные задачи, в-третьих, эти задачи пойдут в его копилку задач, в-четвертых, это развивает ребенка и дает ему уверенность в своих силах [4, С.23].

Мы рассмотрели метод проблемного обучения. Рассмотрим следующий метод - проб и ошибок.

Этот метод зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. В основе этого метода решается вопрос “ А что, если попробовать сделать так?”. Этим с методом хорошо решать задачи, где не более 10 проб и ошибок. Этот метод учит упорству и терпению, учит не отчаиваться при неудачах. Мы же знаем, что учиться надо и на ошибках, и на успехах, и на победах, и на поражениях, своих и чужих.

Метод решение задач по аналогии. Аналогии классифицируются по таким критериям как свойства (например, выращивание ржи аналогично выращиванию пшеницы), функции (например, дом - улей - гнезда), отношение разной природы (например, переход тепла от горячего тела к холодному и перетаскивание жидкости от верхнего сосуда в нижний), образы (например, Карлсон - вертолет)

Данный метод позволяет на основании аналогии одних признаков у двух разных объектов сделать верное заключение о сходстве и других признаков. Помогает переносить знания из одной области знаний в другую. Существует разновидность этого методы - мышление по ассоциации. Ассоциации могут быть следующих видов:

1) по смежности, т.е. по близости, по сходству в пространстве или времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному совпадению (например, улей - пчелы, медведь- зима - берлога);

2) по сходству, подобию т.е. похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции (например мяч- арбуз, снег - вата);

3) по контрасту т.е. противоположное по каким-то свойствам (например, добро - зло, гора - равнина).

Целью ассоциативного мышления является создание новых оригинальных идей, смысловых связей, стимуляция воображения и улучшение запоминания и вспоминания [5].

Главное в методе мозгового штурма генерирование идей без всякой критики, т.е. принимать все идеи, а лишь потом приступать к осмыслению, критике, анализу идей и выработке решений.

Метод мозгового штурма содержит всего 4 этапа:

1. Постановка задачи

2. Выдвижение идеи

3. Обсуждение идей

4. Принятие решений

Этот метод хорош для развития фантазии, воображения и для раскрепощения сознания детей. С его помощью можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий; можно не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу, класс; поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, научить позитивной критике.

Родоначальником метода контрольных вопросов является древнегреческий философ Сократ. Он путем постановки сильных наводящих вопросов пытался найти истину. Классическими шагами решения задачи этим методом являются

1. Формулировка задачи

2. Составление полного списка вопросов, проясняющих ситуацию и наводящих на решение задачи

3. Постановка вопросов и получение ответов на эти вопросы

4. Формирование решения в процессе ответов

5. Выбор наилучшего решения

Этот метод хорош для решения задач малой и средней трудности, однако здесь нужно научить детей задавать вопросы и убедить их в том, что не знать что-то не позорно - позорно не узнать, если можно узнать. Не задавать вопрос, когда не поняли, это не позор, а трусость.

Сущность метода морфологического анализа заключается в точно и четко формулируемой проблеме; выделение важных и характерных для системы признаков (это могут быть части, свойства, режимы, словом, те параметры системы, от которых зависит решение проблемы), по их признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки и варианты их исполнения располагают в форме таблицы. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производят оценку этих вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

Целью метода является решение сравнительно простых творческих задач; анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть); развитие управляемого воображения и фантазии; исправление одного из недостатков метода проб и ошибок - пропуск хорошего варианта решения. Этот метод хорошо применять там, где более 10 вариантов. Кроме того, значительно расширяется область поиска решений [3].

К довольно таки новым методам можно отнести решение заданий по алгоритму, который используется в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Алгоритм состоит из девяти последовательных шагов, таких как:

1. Точно понять задачу.

2. Сформулировать

3. Сформулировать идеальный конечный результат.

4. Составить модель задачи.

5. Поискать в каждой части модели задачи ресурс для ее решения.

6. Применить приемы разрешения противоречий.

7. Сформулировать несколько решений.

8. Выбрать самое сильное решение.

9. Проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, ответить на вопрос: “Чему меня научила эта задача?”

Мы ознакомились с существенными особенностями методов развития творческих способностей. Частью общего метода, улучшающим его воздействие является прием. Основные приемы развития фантазии и воображении представлены в приложении А. мы рассмотрим лишь некоторые из низ:

1. Увеличение или уменьшение объекта. (Дюймовочка, великаны, Мальчик-с-пальчик)

2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям. Для этого необходимо выбрать несколько произвольных объектов живой или неживой природы; сформулировать их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать новые свойства “из головы”; наделить ими человека.

3. Превращение человека в любой объект.

4. Фантастическое объединение (рыба + человек = русалка).

Совокупность приемов называется средством. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для развития творческого мышления, воображения, раздаточный материал и т.д.)

Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники с интересными развивающими заданиями, т.п.)

Аудиовизуальные (слайды, образовательные видеофильмы, музыкальные ряды и т.п.)

Наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты, иллюстрации, магнитные доски)

Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды)

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

Есть и иной подход к типологии средств обучения [37] Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные и классифицирует их на три группы:

1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.)

3.Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

В отдельную категорию выделяют игровую технологию. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая технология как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Основой игровой технологии является педагогическая игра. Чаще всего учитель пользуются деловыми играми, которые проводятся с целью активизации учебного процесса и развития познавательного интереса у учащихся. Деловая игра имеет структуру, которая отражена в таблице 1.

Таблица 1

Технология деловой игры

I . Этап подготовки игры

Разработка игры

разработка сценария

план деловой игры

общее описание игры

содержание инструктажа

подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

постановка проблемной цели

условия, инструктаж

регламент, правила

распределение ролей

формирование групп

консультации

II. Этап проведения

Групповая работа над заданием

работа с источником

тренинг

мозговой штурм

работа с игротехником

Межгрупповая дискуссия

выступления групп

защита результата

правила дискуссии

работа экспертов

III. Этап анализа и обобщения.

вывод из игры

анализ, рефлексия

оценка и самооценка работы

выводы и обобщения

рекомендации

Таким образом, мы рассмотрели, основные методы приемы и средства развития творческих способностей. Выбор какого-либо метода, приема зависит от поставленной цели, содержания материала, прогнозируемых результатов. Главное, чтобы их реализация помогла развить заложенные в каждом ученике способности, вселила в них уверенность, и вызвала интерес к дальнейшей деятельности.

Следует отметить, что проблема развития творческих способностей у младших школьников многоаспектная и непростая. Большое внимание этой проблеме уделяли такие ученные как Теплов Б.М., Венгер Л.А., Евдокимова Л.Н. и многие другие. Особенностью развития творческих способностей у младших школьников является систематическое обращение к их эмоциональным переживаниям. В настоящее время разработано довольно много различных методов приемов и средств, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников. В отдельную категорию выделяют игровую технологию, способствующую активизации учебного процесса. Включение игровой технологии в образовательный процесс более подробно рассмотрено во второй главе.