Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников
1.2 Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные временные рамки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии [2].
В связи с этим, важнейшая задача творческого воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной жизни. Творческие способности играют огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат [27]. В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов [10]. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно [33].
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется яркостью и непосредственностью восприятия, не стереотипным мышлением. Все это предоставляет огромные возможности для развития творческих способностей. Особенностью развития творческих способностей школьников является систематическое обращение к их эмоциональным переживаниям. Ведь возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт школьнику ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными способностями, в том числе и творческими.