9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
Нам не дано предугадать. Как слово наше отзовется.
Ф.Тютчев
Лобок Александр Михайлович - учитель начальной школы, руководитель лаборатории начального образования, кандидат философских наук, г. Екатеринбург.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: антропософская.
По основному фактору развития: психогенная + социогенная.
По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: СУД + СУМ.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: альтернативная, индивидуальная + групповая.
По подходу к ребенку: педоцентрическая.
По преобладающему методу: проблемная, творческая, диалогическая, саморазвивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Целевые ориентации
• Сформировать авторскую позицию ребенка в культуре.
• Помочь ребенку обрести способность заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой.
• Развить потребности самореализации в различных сферах и формах культу ры, прежде всего лингвистике и математике.
• Сформировать письмо у младшего школьника как авторское самовыражение и индивидуальную языковую интуицию (литературные способности).
Концептуальные положения
• Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ.
• Суть образования есть насилие.
• Ребенок ценен своим индивидуальным своеобразием.
• Образование - это мир, стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.
• Ценность образования в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает в ситуации личностного протеста «Я»-концепция личности.
Принимая феномен образования как совершенно гениальное культурное изобретение и как неизбежное зло, необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.
• Первая проблема, проблема входа в образование - начальная школа.
Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики взаимоотношений с миром, от своего Я перейти, принять логику иную, чуждую, лишенную свободы выбора, логику образования.
• Подлинным основанием мышления является не понятие, а образ, и именно образные «единицы» мышления являются основным предметом описываемой технологии. Начальная школа - это то звено, в рамках которого закладываются прежде всего образно-интуитивные механизмы мышления, и лишь на следующем этапе, в среднем звене, наступает время формирования собственно понятийных структур.
• Тайна человеческой речи в том, что она не информационна, а поэтична. Принцип вероятности. Под вероятностью понимается
1) степень возможности осуществления события, которое может произойти или не произойти (вероятность достоверного события = 1, невозможного = 0);
2) фундаментальный принцип самой жизни, в которой каждое событие совершается с какой-то степенью неопределенности (вероятности).
• Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто-либо другой не может предсказать результат.
• В учебном процессе (уроке) нельзя предсказать те моменты, в которых происходит «встреча» ребенка с культурой.
• Утверждение множественности истин.
• Право ребенка на личностно-индивидуальную траекторию в учебном процессе.
• Отрицание жесткой плановости урока, допущение определенной вероятности тех или иных событий в нем.
Вероятностный подход к учебному процессу означает:
1) искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанное действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями;
2) ориентацию на метод проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины;
3) учет неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой ученики.
Особенности содержания
Содержание образования не в том, чтобы транслировать знания, а во множественных проблематизациях, максимально провоцирующих ребенка на самостоятельное движение в пространстве культуры.
Основные шаги технологии:
1. Провокация ребенка на высказывание, чтобы достичь речевой активности.
2. Торможение речевого акта: учитель записывает высказывания ребенка.
3. Введение стиха: демонстрация тайной поэтики текста - интонационное чтение высказывания как стихотворения (возвышение устной речи до письменной и разбивка ее на паузы строк).
4. Упражнение: учитель - эхо (возникновение рефлексивного эффекта: ребе нок сам почувствует, как построена речь).
5. Упражнение: учитель - машина для записи речи ученика. Внутреннее редактирование текста, который диктует ребенок.
6. Упражнение: ученик идентифицирует записанные учителем строки, слова в строке, начало, середину и конец слов, слогов.
7.Узнавание букв не как бессмысленной абстракции, а как необходимого рабочего инструмента.
8. Преодоление первого психологического барьера: спонтанное начало чтения.
9. Преодоление второго психологического барьера: спровоцированное начало письма.
10. Письмо сразу фразами и сразу свое. Поэтический образ как первая и основная форма авторского самовыражения младшего школьника в письменной речи оказывается фантастически эффективным средством мотивации к письменной речи как таковой.
11. Школа образа: сочинение стихов без рифмы; критерий - образность (многомерность, объемность, глубина). Свободное поэтическое самовыражение становится нормой для детей.
12. Используются богатства жизненной информационной среды ребенка, провоцируется потребность обогатить лингвистический багаж.
13. Чтение сразу стихов (сколь угодно сложных и взрослых, например «Евгений Онегин»).
Только в третьем классе, когда у ребенка уже сформирована писательская и читательская интуиция и способность получать удовольствие от авторского письма и авторского же чтения, начинается исследовательская работа, касающаяся грамматического строения речи: ученик приступает к систематическому освоению различных орфографических и синтаксических моделей. Однако эта работа для него уже не формально-бессмысленная, как это случается в традиционной технологии, а с самого начала выступает как средство расширения и усложнения пространства авторского самовыражения.
Логика усвоения математики может быть названа «понимающей математикой». Главная цель, начиная с первого класса, - формировать структуры математического мышления, а вовсе не вычислительные навыки. Посредством принципиально новых типов задач и графических построений у детей формируются глубинные математические образы - числа, величины, равенства, положительного и отрицательного, а также образы различных арифметических операций.
К середине третьего класса дети способны совершать сложные алгебраические преобразования, показывая высокий уровень математического понимания сути преобразований. И уже с опорой на алгебраические структуры происходит формирование чисто вычислительных навыков.
Особенности организации
• Обучение детей с различным уровнем готовности к школе.
• Центром образовательного пространства является не урок-схема (трансляция или репродуцирование), а урок-событие, урок - акт культуры, урок - текст культуры.
Особенности урока
• Атмосфера смехового, каламбуристического обыгрывания ситуаций.
• На уроке ученики обретают уверенность в себе.
• Культ черновика (все, что написано, сохраняется и дорабатывается), создание «сверхценного» отношения к черновику.
• Отметки отсутствуют.
• Атмосфера восприятия ошибки как нормы.
Работа с родителями:
• диалог с родителями;
• преодоление негативного отношения к ошибкам;
• изменение системы ценностей у родителей.
Литература
1. Лобок A.M. Антропология мифа. - М.: Academia, 1996.
2. Лобок А. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант //Школьные технологии. -1997. - №3.
3.Лобок А. Вероятностное образование // Народное образование. - 1995. -№10, 1996.-№1.
4. Лобок А. Детская жизнь в стихотворном размере // Первое сентября. - 1995. - № 57.
5. Овакилян Ю.О. Опыт применения вероятностной модели обучения / Педагогика. -1993. - №2.
- Селевко г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. Оглавление
- Введение
- I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
- 1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
- 1.2. Структура качеств личности
- 1.3. Знания, умения, навыки (зун)
- 1.4. Способы умственных действий (суд)
- 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (сум)
- 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (сэн)
- II. Педагогические технологии
- 2.1. Понятие педагогической технологии
- 2.2. Основные качества современных педагогических технологий
- 2.3. Научные основы педагогических технологий
- 2.4. Классификация педагогических технологий
- 2.5. Описание и анализ педагогической технологии
- III. Современное традиционное обучение (то)
- 4.2. Гуманно-личностная технология ш.А.Амонашвили
- 4.3. Система е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
- V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему в.Ф.Шаталова, е.Н.Ильина, на. Зайцева, а.А. Окунева5.1. Игровые технологии
- 5.2. Проблемное обучение
- 5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (е.И. Пассов)
- VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- 6.1. Технология с.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- 6.2. Технологии уровневой дифференциации
- 6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (в.В. Фирсов)
- 6.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (и.Н. Закатова)
- 6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, а.С. Границкая, в.Д.Шадриков)
- 6.7. Коллективный способ обучения ксо (а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- 7.1. «Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)
- 7.2. «Диалог культур» (в.С.Библер, с.Ю.Курганов)
- 7.3. Укрупнение дидактических единиц - уде (п.М. Эрдниев)
- 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (м.Б. Волович)
- 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (в.Н. Зайцев)
- 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (р.Г. Хазанкин)
- 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (а.А. Окунев)
- 8.5. Система поэтапного обучения физике (н.Н.Палтышев)
- IX. Альтернативные технологии
- 9.1. Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 9.2. Технология свободного труда (с.Френе)
- 9.3. Технология вероятностного образования (а.М.Лобок)
- 9.4. Технология мастерских
- X. Природосообразные технологии
- 10.1 Природосообразное воспитание грамотности (а.М.Кушнир)
- 10.2. Технология саморазвития (м.Монтессори)
- XI. Технологии развивающего обучения
- 11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
- 11.2 Система развивающего обучения л.В. Занкова
- 11.3 Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова
- 11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (и.П. Волков, гс. Альтшуллер, и.П. Иванов)
- 11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (и. С. Якиманская)
- 11.6. Технология саморазвивающего обучения (г.К.Селевко)
- XII. Педагогические технологии авторских школ
- 12.1 Школа адаптирующей педагогики (е.А. Ямбург, б.А. Бройде)
- 12.2. Модель «Русская школа»
- 12.3. Технология авторской Школы самоопределения (а.Н. Тубельский)
- 12.4. Школа-парк (м.А. Балабан)
- 12.5. Агрошкола а.А. Католикова
- 12.6. Школа Завтрашнего Дня (д.Ховард)
- XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий