2.1 Время для игры в дошкольном учреждении
Для развития игровой деятельности необходимо выполне ние нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и про фессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невоз можно развитие творческой самодеятельной игры детей.
Одной из причин «ухода» игры из детского сада является стремление пе дагогов максимально приблизить воспитательно-образователь ный процесс в дошкольном учреждении к «школьной» моде ли. Основное время и внимание педагоги уделяют занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей. [4;8]
Время на игру есть. Оно заложено в любой ком плексной программе дошкольного воспитания. Проанализи ровав программы и предлагаемые в них режимы дня, можно придти к выводу, что в ре жиме дня детей в детском саду время на игру отведено. Детям разных возрастных групп на игру в течение дня отводит ся от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески по ощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помо гая детям освоить новые способы игры.[4; 25]
При подсчете общего времени учитываются:
-
Длительность занятий.
-
Баланс: 50% занятий, требующих от детей умственного напряжения, 50 % составляют занятия эстетического и физкультурно-оздоровитель ного цикла. Занятия умешенной нагрузки в первый и последний день недели не планируются.
-
Перерывы между занятиями, не менее 10 минут.
Время после сна и перед полдником используется для организации закаливающих процедур, гимнастики после сна и самостоятельной иг ровой деятельности детей.
В сетке занятий указывать время на физкультурные минутки. Все изменения, дополнения в воспитательно-образовательном про цессе дошкольного учреждения должны быть обоснованы и прописаны под сеткой занятий, режимом дня[4;9]
2.2. Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):
В группах раннего возраста игра как деятельность находит ся в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя:
в совместной с детьми игре учить детей действовать с пред метами и игрушками, учить объединять их несложным сю жетом;
развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
развивать умение выполнять действия в соответствии с ро лями;
развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны (см. приложение 2)
Вторая младшая группа:
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Задачи воспитателя:
способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
в совместных с детьми играх развивать у детей умение при думывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покуп ки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в со вместной игре со сверстниками;
в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействи ям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуаль ных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;
поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибу ты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
учить детей использовать в играх строительный материал.
Исходя из этих задач во второй младшей группе еще оста ются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются (см. приложение 3 )
Средняя группа:
Задачи воспитателя:
в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распре делять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
учить детей готовить обстановку для игры — подбирать пред меты и атрибуты, выбирать удобное место;
развивать у детей умение создавать и использовать атрибу ты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в млад ших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атри буты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Напри мер, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать по ход по магазинам для покупки продуктов и вещей.
Содержание игровых зон значительно обогащается. Напри мер, если во второй младшей группе у нас был продуктовый ма газин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др. (см. приложение 4)
Старшая и подготовительная группы:
Задачи воспитателя:
развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
развивать сюжет на основе знаний, полученных при воспри ятии окружающего, из литературных произведений, во вре мя просмотра телевизионных передач;
учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с перечисленными задачами в группах стар шего дошкольного возраста необходимо отказаться от стацио нарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, ко робки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибу тами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Биб лиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).
Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им пона добилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациен там; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.
Желательно, чтобы в группах было много конструкто ров и строительного материала, а также бросового материа ла - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игро вые модули.
В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.
Содержание игр значительно обогащается за счет накоп ления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телеви дение» и др.
По-прежнему актуальным остается наличие разнообраз ных предметов-заместителей (см. приложение 5)
- Глава 1. Психолого–педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры
- 1.3 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
- Глава 2. Предметно-развивающая среда в разных возрастных группах.
- 2.1 Время для игры в дошкольном учреждении
- 2.3 Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр